Зоны отчуждения Чернобыльской АЭС: список, фото, площадь. Путешествие по зоне отчуждения Сколько километров зона отчуждения в чернобыле

Эта зона манит не только туристов, которые приезжают сюда на непродолжительные экскурсии, но и сталкеров, проводящих здесь немало времени и путешествующих по заброшенным городам и селам.
Как проводят свое время сталкеры в зоне отчуждения, расскажет фотоотчет с рассказом одного из сталкеров.
Под убывающей луной мы шли сквозь густой, настоявшийся ароматами полевых трав летний воздух. В ночной прохладе шагается легко. Периодически стремают разнообразные хоботящиеся в кустах ночные твари.
После короткого привала и восполнения запасов воды из ближайшего болота мы форсировали в брод реку Уж.


После петляния в полях вышли к руинам церкви и решили заночевать в заброшенном селе, силы после ночных полей были на исходе.


Нашли отлично сохранившуюся хатку в селе и решили что она приютит нас. Утром разложили манатки и принялись завтракать под мирно потрескивающий дозиметр.




В светлое время суток идти было нельзя. Мы использовали день, чтобы хорошо отдохнуть и пополнить запасы воды. Вдоволь нагулялись по красивейшей природе и заброшенному селу. В селе есть руины православной церкви, местные священники типа за ней приглядывают и в помещении с алтарем поставили металлопластиковые окна(!), смотрится в здешних краях дико.








Ночью был долгий и сложный переход. Мы ломились сквозь леса по тропам диких животных, чесали под высоковольтными линиями и к рассвету вышли на окраины Припяти.




КПП заброшенного города со следами сталкерской стоянки. Лес между КПП и заводом Юпитер произвел на меня очень гнетущее впечатление. Среди деревьев разбросаны остатки радиоактивной техники, которые светятся настолько, что даже мародеры не стали их резать на металл.


Завтракаем на крыше с видом на ЧАЭС и ложимся спать. Днем гулять не безопасно, можно нарваться на милицейский патруль.


Утром и ночью мы видели еще одну сталкерскую группу а позже встретили друзей с которыми периодически пересекались вплоть до самого выхода из зоны. Познакомились, выпили самогона с салом и чесноком в роскошных апартаментах и погнали гулять по ночному городу.
Витраж кафе «Припять» возле пруда.


На дальнем берегу пруда стоят огромные 30-метровой высоты заброшенные портовые краны. На фоне звездного неба они были похожи на технику из звездных войн.









В лучах рассвета мы незаметно пробрались сквозь какие-то радиоактивные могильники к нефтебазе, чтобы сфотографировать ИСУ-152 - самоходную артиллерийскую установку времен прошлой мировой войны, которая покоится за забором жилой части нефтебазы. Запах радиоактивной помойки я теперь не с чем не спутаю.




126 медсанчасть в подвале которой одно из самых грязных мест в зоне. В небольшой комнатке лежат вещи пожарников, которые получили дозы радиации превышающие смертельные в несколько раз и дико светящиеся до сих пор. Я не раз думал о самоотдаче людей, разгребавших последствия радиоактивной катастрофы. Смотрел много старых видео, и там люди реально осознавали что они делают, что они жертвуют собой ради других – это очень… Важно, когда условия в которых выросли люди делают их способными на такие поступки ради других.







Журнал абортария. В советском союзе секса небыло, но аборты были.


Обувь на полке в детском садике. Мрачнее места и представить сложно.


Традиционный закат на крыше 16-этажки с кальяном и нашими новыми друзьями. Отсюда открывается прекрасный вид на город.






Вид на на пятый микрорайон ночью. Призрачные панельные девятиэтажки, как обглоданные кости животного отражают бледный лунный свет.


Одно из самых сильных мест – это два кресла на крыше, которые туда вынес кто-то из сталкеров. Мы влипали там по многу часов, курили кальян, смотрели на ЧАЭС, в густоту звездного неба и на город-призрак по заросшим улицам которого шарятся ночные животные.


Чертово колесо в парке аттракционов.


Чертово колесо в центре Припяти. На фоне звездного неба его можно увидеть только не легально.


Рассвет мы встречали на крыше шестнадцатиэтажки с гербом. Герб меня очень заинтересовал, я такого нигде больше не видел.


Заснул не дожидаясь рассвета.


Говорят, иногда эти буквы на крыше здания переставляют местами сталкеры и местная милиция устраивает по этому поводу дикий шмон всего города.




Бассейн школы №3.


Некоторые места в городе специально очень качественно обставлены для экскурсионной фото работы, как эта комната с противогазами.


Фреска на почте, зашли сделать пару кадров, впереди нас ждет долгая дорога через ночные леса.




Войдя в темную полосу после рыжего леса, где-то совсем рядом мы услышали многоголосный волчий вой большой стаи. Было страшно, ведь выли прямо по курсу, собрав очко в кулак и приготовившись прорываться мы двинули вперед. Я держал при себе петарды – в надежде, что в критической ситуации громкие хлопки отпугнут хищников. Все обошлось и ближе к утру мы пришли в брошенный кем-то среди поля троллейбус. Это популярная сталкерская база, здесь мы выпили чаю и перекусили. Это место чем-то показалось мне похожим на автобус из фильма «В диких условиях», где провел свои последние дни главный герой.




Сталкерская ночлежка. Мы догнали наших друзей не далеко от Чернобыля-2.


Длинный и мрачный коридор между антеннами и военным городком.


Ближе к закату мы полезли на ЗРЛС «Дуга-1», заброшенную громадную антенну, на 150 метров возвышающуюся над лесами зоны. Обиван полез на резонатор. Стоял ветер, его качало и шатало, но он просто собрал яйца в кулак и прошелся по трубе на высоте ста метров.


Чем выше мы поднимались, тем сильнее становился ветер а вместе с ним и особый почти ультразвуковой «Звон». Ветер свистел в миллионах стальных тросов и резонаторов антенны, напевая выжигающую мозги песню.


С вершины мы смотрели вслед заходящему солнцу и наблюдали столбы дыма. Где-то далеко горел лес. Сталкеры говорят, что нынешние власти специально выжигают леса, проталкивают какой-то законопроект чтобы раздерибанить зону и ужать ее уже в будущем году с 30 до 10 километров.


Еще одна жуткая история. В заброшенном военном городке есть комната с мертвыми волками. Не понятно как они туда попали, но стены комнаты исцарапаны изнутри лапами а на полу лежат две мумии.


А потом была долгая дорога домой. Зона для меня – это бесконечное звездное небо, открытый космос.


Проходя под ЛЭП мы увидели, что на провода упало дерево. Оно тлело, оттягивало провода и могло вызвать пожар. Зайдя в домик к лесникам мы выпили чаю и оставили им записку с точными координатами аварии.



Несколько дней нелегальной жизни в Зоне Отчуждения Чернобыльской АЭС. Сотня километров своим ходом по этому уникальному месту. С фотографиями и видео.

По понятным причинам я не буду указывать места входа в Зону и названия некоторых населенных пунктов.
Я не поддерживаю нелегальный экстремальный туризм по Чернобыльской Зоне и не вожу туда людей.

Наступила долгожданная весна. Всю зиму с нетерпением ждал ее, потому что только в теплую погоду можно поехать в многодневное путешествие с ночевками на природе.

Одиночное путешествие в Чернобыльскую Зону отчуждения и город Припять я планировал еще с прошлого года. И вот билет на поезд куплен, и мне пора собирать рюкзак.

Вариант путешествия я выбрал довольно экзотический: я, как гражданин России, пересекаю на поезде российско-украинскую границу, после в одиночку нелегально проникаю в Зону, за два дня пересекаю ее, по пути посещая мертвые, эвакуированные поселки, вхожу в город Припять и живу там несколько дней, осматривая Город и окрестности. Для остроты ощущений не беру с собой мобильный телефон и топографическую карту (она у меня в голове).

Как обычно, рано утром приезжаю на поезде в Киев и еду на автостанцию. Сажусь на автобус Киев-****** и доезжаю до одного населенного пункта. Выхожу в небольшой деревеньке в нескольких километрах от границы Чернобыльской Зоны. Проходящая через нее железная дорога ведет прямо в Припять. По этой дороге мне идти два дня. Через несколько километров подхожу к деревне В. Это и есть начало Зоны. Запретная, охраняемая территория. Зона безусловного отселения. Теперь надо быть очень осторожным, так как встреча с любым человеком там — это уже опасность быть пойманным.

Неожиданно из-за поворота, закрытого деревьями, навстречу мне выходит человек в камуфляжном костюме, везущий в руках велосипед. Прятаться уже бесполезно (он меня увидел), поэтому спокойно продолжаю идти вперед. Поравнявшись с ним, здороваюсь. Завязывается примерно следующий разговор:

— Куда путь держишь?
— Я турист, иду из Овруча («чистая» территория), хочу посмотреть деревню В*******.
— Так это же Зона!
— Я знаю, поэтому хочу посмотреть издалека.
— А чего издалека? Зайди в деревню, погуляй.
— А милиция?
— Да она только на КПП в паре километрах отсюда. Иногда патруль ездит, но если документы в порядке, то все нормально будет.
— А на железнодорожной станции если меня заметят и спросят что я тут делаю?
— Скажи, что в институте пишешь проектную работу.
— А поезда здесь часто ездят?
— Да каждую ночь, тут лесобаза.

Я не стал спрашивать у этого человека, кем он работает работает в Зоне отчуждения. Прощаюсь с ним и иду дальше. Теперь надо незамеченным пройти через действующую станцию В., на которой работают люди. Сворачиваю с железной дороги и иду по асфальту невдалеке от станции. Возле нее замечаю двух людей. Спрятавшись за одной из построек, пережидаю минут 15, выглядываю – никого.

Быстро прохожу участок, который просматривается от станции, и двигаюсь дальше, скрываясь в зарослях природы. В. — это первая на моем пути отселенная деревня. Она очень заросла, большинство домов сгорели, от них остались только руины с кирпичными печными трубами, одиноко смотрящими в небо, будто ждущие своих бывших хозяев. Это типичный пейзаж Зоны, к которому трудно привыкнуть. Где-то в этой деревне еще теплится жизнь – там доживают свой век несколько местных стариков — коренных жителей В., которые не захотели переезжать из этого зараженного места на чистую территорию – в одноименный поселок, специально построенный для переселенцев в Харьковской области. Шесть лет после аварии они жили на радиоактивной земле, пока Полесье не признали опасной зоной, а местным жителям не предложили переехать. А в отселенной В., так же как и в других немногочисленных обитаемых населенных пунктах Зоны, местных жителей с каждым годом становится все меньше и меньше…

Гамма-фон в Вильче около 40 мкР/ч.

Я выхожу из деревни и делаю небольшой привал. Уже больше полудня, а пройти надо большое расстояние. Теперь два дня идти по безлюдной территории к сердцу Чернобыльской Зоны – в город Припять. Беру рюкзак и направляюсь вдоль по железной дороге. Идти по ней тяжело: шаг человека заметно больше расстояния между шпалами. Если наступать на каждую – шаги становятся короткие, а это сильно изматывает. А с тяжелым рюкзаком делать шаг через шпалу – тоже трудно.

Эта железнодорожная ветка почти не используется. Об этом свидетельствуют ржавые рельсы и могучий кустарник, растущий между шпал и на насыпи. Кое-где между шпал встречаются даже невысокие деревья. Повалившееся лесное дерево наклонилось над рельсами, перекрыв путь для возможного поезда:

Природа отвоевывает свои территории, занятые когда-то человеком…

Через несколько километров подхожу к станции П. Издалека не сразу можно заметить платформу, состоящую из бетонных блоков – там тоже все заросло кустарником. С 1986 года уже никто с нее не уезжал на поезде.

Часы в Зоне не нужны — путешествие корректируется по взгляду на положение солнца. Световой день в апреле не слишком длинный, как летом, а пройти надо еще большое расстояние.

Время близится к вечеру, поэтому я ускоряю шаг. Заканчивается чистая вода, купленная в Киеве. Запас воды пополняю из небольшого водоема, образовавшегося в лесу после таяния снега. Вода настолько прозрачная, что пью ее, даже не фильтруя. Это только весной таких водоемов на пути много. Летом они пересыхают и на протяжении 55 километров встречаются только несколько грязных болот и две реки с водой сомнительного качества.

Солнце опускается к горизонту, надо выбирать место для ночлега. На пути станция К. Это единственная постройка рядом со станцией с заросшей платформой. Выросшее в асфальте дерево упирается в крышу здания станции. Место для ночлега не очень хорошее: от диких зверей эта открытая постройка, конечно, не спасет, зато есть крыша над головой на случай дождя. Оставляю на станции уже порядком надоевший рюкзак и иду осматривать окрестности, пока солнце еще не совсем опустилось за горизонт. Недалеко железнодорожную линию пересекает песчаная дорога со свежими следами от колес автомобиля. Это настораживает, но не настолько сильно, как многочисленные следы от животных на дороге и рядом с местом ночлега.

Темнеет еще больше.

Возвращаюсь на станцию, распаковываю спальный мешок, надеваю теплые вещи. После легкий ужин при свете фонаря (сильно стемнело). Вокруг меня на десятки километров безлюдный радиоактивный лес. Это место официально называется «Полесский радиационно-экологический заповедник».
Уровень гамма-фона 30-40 мкР/ч.
Через пару часов перестают петь птицы, и наступает полная тишина, изредка нарушаемая покачивающимися от ветра деревьями…
Я засыпаю в спальном мешке чутким сном.

На рассвете нехотя вылезаю из спального мешка и собираю рюкзак.

Поднимающееся ввысь солнце своими теплыми лучами освещает недавно лежавшую в полной ночной темноте железную дорогу и станцию К. Утренняя свежесть бодрит лучше крепкого кофе. Я продолжаю свое путешествие дальше. До Припяти 30 километров, которые обязательно надо пройти до заката солнца. Эта цифра, легко укладывающаяся в сознании городского жителя, в данный момент кажется слишком большой: здесь нет машин – никто не подвезет, нет магазинов – негде купить воды, нет электричества и мобильной связи. Это пустыня. Зеленая, красивая, с поющими птицами, с лесными лужицами, но пустыня.
Через пару километров под железнодорожным мостом протекает река Илья.

Над рекой второй мост – для машин. После аварии на ЧАЭС для ликвидации последствий потребовалась переправа через реку. Военные привезли этот раскладной металлический мост, который так и не забрали.

В реке пополняю запас воды и иду дальше. На одежду цепляются лесные клещи, их приходится скидывать через каждые 10-15 минут.
Радиационный фон постепенно повышается до 60-80 мкР/ч.
До этого времени я шел в 30-километровой Зоне отчуждения. После открытых ворот с колючей проволокой, когда-то закрывавших железную дорогу, начинается 10-километровая Зона (ее еще называют «десятка»).

Вообще существуют три чернобыльские Зоны: 30-километровая, 10-километровая и Припять с промплощадкой ЧАЭС. Есть анекдот на эту тему: «В 30-километровой зоне принято обращаться друг к другу с приставкой «фон», в 10-километровой – «Ваша светлость», а около ЧАЭС – «Ваше сиятельство».
Однополосная железнодорожная линия разветвляется на три колеи – впереди следующая станция — Толстый Лес. Слева большое кирпичное здание вокзала с ржавой вывеской «ТОЛСТЫЙ ЛЕС юго-западная ордена Ленина железная дорога».

Пробираясь сквозь заросли, подхожу к двери станции. Вход туда преградило растущее на ступеньках дерево. С трудом протискиваюсь через его ветки и вхожу внутрь вокзала. Справа окошко кассы, в которой до 1986 года продавали билеты, рядом – ржавый металлический котел для обогрева помещения. На нем еще различимы надписи, сделанные в советские времена, до аварии на ЧАЭС.

Это здание вокзала, по сравнению с другими, очень хорошо сохранилось: почти все стекла в окнах целы, есть двери, на потолке висит лампочка, только уже много лет нет электричества.
В других помещениях на полу лежат советские плакаты и горы бухгалтерских документов этой станции. В правом крыле здания раньше находился магазин для пассажиров, ожидающих свой поезд. Там наверняка в то время продавались всякие вкусности. Теперь остались пыльные пустые витрины и сломанные весы:

Рядом с вокзалом – небольшой пристанционный поселок. Он находится в очень живописном лесу вековых дубов. Там действительно очень красивые места. Это заповедник, о чем и указывает табличка:

Другие здания этого поселка в полуразрушенном состоянии. Недалеко находится непонятное подземное сооружение:

Внутри еще более непонятные емкости с надписью «Заражено»

Измеряю рядом радиационный фон, но он оказывается не выше, чем в окрестностях.

Время близится к полудню. Надо идти дальше. За станцией радиационный фон заметно увеличивается. На радиометре показания уже легко достигают сначала 100, после 200 и 300 мкР/ч. Это не удивительно: здесь прошел западный радиоактивный след после аварии на атомной станции.
Через 7 километров к железнодорожной линии примыкает большое село Толстый Лес.

У этого населенного пункта большая история. Первое упоминание в исторических документах относится к 1447 году. До революции 1917 года в селе проживало больше 1000 человек. В 1970-х годах – около 800. До чернобыльской катастрофы в селе работала средняя школа и уникальная Свято-Воскресенская церковь, освященная в 1860 году. Она была построена из дерева без единого гвоздя. В 1996 году в этих местах были сильные пожары. В них сгорела не только эта церковь, но и местное кладбище.
Гамма-фон в Толстом Лесу во многих местах превышает 1000 мкР/ч. Жителей отселили в 1986 году в Макаровский район Киевской области.
Недалеко от Толстого Леса село Новая Красница. Там же и станция Красница, по строению идентичная станции Кливины.

Радует то, что там есть лавка со столиком. Ненадолго присаживаюсь отдохнуть и снова в путь. До Припяти еще 20 километров, а уже больше полудня.
Гамма-фон – больше 300-400 мкР/ч.
Через пару километров радиация заметно снижается – я прошел полосу сильного заражения. Железная дорога улучшается: прогнившие и заросшие деревянные шпалы cменяются на бетонные, засыпанные свежим гравием. На склоне вырублены деревья, чтобы не мешать проезду поезда.

Недалеко станция с названием Буряковка. Вообще, «буряковка» — это украинское название водки, произведенной по особому рецепту. Так называется и село, образовавшееся в средине 19 века. После аварии на ЧАЭС всех жителей отселили в Макаровский район Киевской области.

Опять заканчивается вода. В пристанционном колодце она непригодна для питья. Значит пополнять запасы воды буду опять из открытых источников.
Рядом с селом Буряковка расположен радиоактивный могильник зараженной техники и единственное цивилизованное в Зоне хранилище радиоактивных отходов «Вектор», построенный совместно с немецкой компанией «NUKEM». Там скопились не только «чернобыльские» отходы: в 2003 году в условиях повышенной секретности в Буряковку были ввезены для захоронения 16 кубометров радиоактивного происхождения с бывшего Макаровского военного полигона.
До трубы 4-го блока ЧАЭС — 12 километров. Радиационный фон на железнодорожной линии около 100 мкР/ч.
Через три километра от станции Буряковка – станция Шепеличи.

Это последняя станция перед Припятью. Я выхожу на финишную прямую. Через несколько километров я войду в Город – главный уровень Чернобыльской Зоны.
Лось!
Впереди меня вдалеке появляется движущийся силуэт. Неужели люди?! Сразу смотрю по сторонам, на случай отхода, чтобы спрятаться в глубине леса. Но рядом заболоченная местность, хотя это не должно останавливать. В бинокль наблюдаю за силуэтом на моем пути. Это оказывается лось, вышедший на железнодорожную линию. Через бинокль удается сфотографировать этого зверя:

Лосей в Зоне много, я встречал их и в прошлых поездках. Лоси не нападают на людей, они их боятся и убегают. Я продолжаю идти вперед.
Заметно темнеет, а до Припяти идти еще несколько километров. Возле леса на земле стоят два ржавых вагона:

В бинокль уже различимы столбы станции Янов.

Машина!
Справа от дороги метрах в 200 слышу звук проезжающей машины! Быстро кидаюсь с насыпи в заросли и наблюдаю: микроавтобус проехал в сторону Припяти и скрылся за деревьями. Это местные рабочие ездят в Буряковку. Чтобы не рисковать, осторожно иду дальше по тропинке рядом с железной дорогой.
Припять рядом, но чтобы выйти в Город, надо еще найти место, где можно пролезть через колючую проволоку, которой опоясана Припять. Но сильно стемнело, поэтому решаю заночевать где-нибудь на окраине, чтобы рано утром при свете солнца спокойно войти в закрытый Город.

Ближайшие здания припятьского предприятия огорожены забором с колючей проволокой. Иду вдоль забора и через некоторое время нахожу место, где можно пройти через него: там колючая проволока свисает до земли, и я спокойно перешагиваю через нее, направляясь вглубь предприятия. Рядом заброшенные гаражи и учреждения с уровнем гамма-фона 700-900 мкР/ч, а это нездоровая обстановка. Иду дальше искать другое место. 200-300 мкр/ч по гамме уже лучше, тем более, что времени на поиски подходящего места для ночлега уже не осталось. Вхожу в длинное одноэтажное здание, выбираю комнату, и при свете фонаря распаковываю рюкзак. Теперь можно поужинать и отдохнуть после многокилометрового перехода.

Ночью поднимается сильный ветер. В полной темноте старые двери и рамы окон скрипят, не давая уснуть. Залетающий в помещение ветер шелестит многочисленными бухгалтерскими бланками, разбросанными на полу. Но усталость берет свое, и я постепенно засыпаю.

Проснувшись рано утром, собираю рюкзак и осторожно направляюсь в центр Припяти. Погода ухудшается: солнце спряталось за тучами, дует прохладный ветер, но настроение это не портит – я дошел до Города!

Подойдя к известной 16-этажке с гербом СССР на крыше (ул. Лазарева, дом 1), слышу звук машины. Бегу к этому дому и прячусь. Машина проезжает где-то рядом и уезжает (я не выглядывал и не видел что это за авто). Вхожу в это здание и залезаю на крышу, откуда хорошо виден весь город и реактор.

Смотря на опустевший закрытый Город, возникает особенное чувство, которое нельзя передать словами. Припять совсем не кажется «прокаженным» местом. Напротив, возникает чувство уютности и спокойствия. Здесь теперь нет городской суеты, нет спешащих на работу людей, с причала не отходят «ракеты», в парках не отдыхают люди. Тишина и спокойствие. Город погас юным, в 16 лет, когда 27 апреля 1986 года эвакуировали 48 тысяч его жителей. В тот день людям сказали, что город эвакуируют временно, на три дня. Никто из них не знал, что это навсегда.

Если впервые взглянуть с высоты на Город, то сразу и не скажешь, что он мертв: жилые кварталы с виду неплохо сохранились. Но если приглядеться – замечаешь, что сила растительной жизни в Припяти настолько велика, что заросли деревьев подступили к домам и подъездам. Деревья растут даже на балконах, из открытых люков, на крышах зданий, из асфальта, покрытого мхом и кустарником. Футбольное поле городского стадиона превратилось в рощу.

Но это только с высоты кажется хорошая сохранность зданий. На самом деле Припять разрушается. Первой обвалилась часть здания школы № 1. Подземная инфраструктура затоплена, много зданий в аварийном состоянии. В некоторые из них заходить уже опасно. Вот почему я против нелегальных поездок, когда неопытные и незнающие люди приезжают туда и подвергают опасности свое здоровье и жизнь. Еще больше огорчает то, что посетители Города оставляют после себя мусор: в одном только подъезде этого дома я увидел недавно оставленные пустые бутылки, пачки из-под сигарет и т.д. Я ничего в Зоне отчуждения не оставляю: весь свой мусор забираю с собой и выбрасываю в урну, вернувшись в Киев.
Ветер усиливается и становится очень прохладно. Я спускаюсь с крыши в пустую квартиру на 16 этаже. Уже решаю пойти в город, как через окно вижу автобус, подъехавший по проспекту Ленина от КПП «Припять». Он остановился на улице Курчатова около магазина «Радуга» (где желтая телефонная будка).

Из него вышли несколько человек и направились в это здание. Минут через 15 они вышли, неся с собой что-то наподобие стенда, и занесли его в автобус. После развернулись и уехали обратно к КПП. За это время проехал еще один автобус, тоже через проспект Ленина, но направился в другую сторону – к улице Леси Украинки.

Через несколько минут тем же маршрутом проехал грузовик.

Проехавший вскоре милицейский патруль окончательно привел меня к мысли, что Припять — как проходной двор.
Но вот Город на некоторое время становится пустым. Осторожно выхожу из подъезда и иду дворами в парк.
Открытие парка аттракционов планировали на 1 мая 1986 года. Но в целях предотвращения паники и отвлечения жителей от ситуации на 4-м энергоблоке, колесо обозрения запустили 26 апреля. Один день оно находилось в эксплуатации. Всего 1 день. Застывший 23 года назад аттракцион больше никогда не дождется своих посетителей.

В этом парке легло радиоактивное пятно. Мой радиометр показывает значения, заметно превышающие гамма-фон: 300-400-600 мкР/ч. Есть там места и с более высокими уровнями.

Начинается дождь. Я направляюсь в центр города. Здесь уже давно знакомые мне Торговый центр, ДК «Энергетик», гостиница «Полесье», музыкальная школа, кинотеатр «Прометей».

Дождь усиливается, и я скрываюсь от него в музыкальной школе. Здание в плохом состоянии: мозаика из цветных камешков перед главным входом обваливается на радость несознательным туристам; внутри школы прогнивший пол зарос мхом, повсюду сломанная мебель; потолок протекает и заливает водой пианино с оторванными клавишами. Интересно, кому потребовалось их отрывать? В другом помещении деревянный ящик со знаком радиоактивности.

Дождь прекращается, и я направляюсь через заросли Припяти вдоль улицы Курчатова к речному причалу.
Подождем автобус?

Чтобы пройти к реке Припяти, надо найти место в заборе с колючей проволокой. Причал находится за кафе «Припять».

На пристани легло радиоактивное пятно. Но загрязнение радионуклидами там очень неравномерное. Я долго на пристани проводил контроль радиационной обстановки, чтобы найти самое «грязное» место, сантиметр за сантиметром исследуя местность.
Уровень фона различается в десятки раз на расстоянии всего пол метра. Например, на предпоследнем пролете лестницы при спуске к пристани на ступеньках около 4000 мкР/ч, а на земле за лестницей в 50 сантиметрах не больше 800 мкР/ч. В нескольких метрах от лестницы – на асфальте пристани – от 100 до 400 мкР/ч.
Ловись на ужин, рыбка, большая и маленькая, двухвостая и двуглавая =))

В нескольких сотнях метров от асфальтовой пристани находится частично затопленная плавучая пристань.

По пути к ней еще одно локальное радиоактивное пятно.

За плавучей пристанью – спасательная станция.

Через несколько сотен метров от выхода из Припяти находится село Новые Шепеличи. Это село намного старше Припяти, и раньше было районным центром Киевской области.
Еще до поездки, планируя посетить Новые Шепеличи, я в интернете узнал, что в селе действует АСКРО (автоматическая система контроля радиационной обстановки) – такая будка с оборудованием, автоматически делающим замеры радиационного фона и передающим данные в Чернобыль. Такая же система есть и в Припяти около стадиона. Особенность АСКРО в том, что эта система работает без участия людей.
Еще есть данные, что после аварии на ЧАЭС в Новых Шепеличах организовали ферму, на которой изучали влияние радиации на быков и коров. По каким-то причинам эту ферму закрыли.

Слава от дороги – предприятие ПМК, на его территории продовольственный магазин и несколько 4-этажных домов. Справа от дороги – автобусная остановка, пустующая 23 года. В центре села – магазин «Товары для детей».
Сельские одноэтажные деревянные домики заросли и полуразрушены. Прохожу до конца села и спускаюсь к реке. На берегу прогнившие лодки, «съедаемые» растительностью в тени подступивших к реке деревьев.

Немного отдохнув у реки, возвращаюсь в село. Тишину заброшенной местности нарушает звук автомобиля, выехавшего сзади меня из переулка. Оборачиваюсь и осознаю, что прятаться уже бесполезно – на прямой дороге меня уже увидели (кстати, никто не продает шапку-невидимку?). Спокойно продолжаю идти вперед, отойдя к левой обочине, уже смирившись с тем, что мое путешествие заканчивается. Мимо меня проезжает красный «жигуленок». Единственный в машине человек – водитель – взглянув на меня, не останавливаясь поехал дальше. Удивительно! Я нахожусь в 10-километровой Зоне, один, с рюкзаком, без сопровождающих, а меня не то что не останавливают, так еще и не интересуются что я тут делаю! Машина скрылась за поворотом. Там живут единственные в 10-километровой Зоне местные жители — дед Савва с женой Еленой. Вот их дом:

Припять окружена колючей проволокой.

Продолжение следует.

Некоторое время назад я вернулся из четырехдневного путешествия в Чернобыльскую зону отчуждения. Так уж получилось, что мне не хотелось платить много денег за возможность потупить в автобусе с нудным экскурсоводом и туристами, которых катают по обычному маршруту, а дойти до Припяти своими силами.

Зона отчуждения Чернобыльской АЭС - запрещенная для свободного доступа территория, подвергшаяся интенсивному загрязнению долгоживущими радионуклидами вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Чернобыльская зона включает в себя север Иванковского района Киевской области, где расположены непосредственно электростанция, города Чернобыль и Припять, север Полесского района Киевской области (в том числе пгт. Полесское и пгт. Вильча), а также часть Житомирской области вплоть до границы с Белоруссией.

Пограничным населенным пунктом, относительно удобным для незаконного проникновения в ЧЗО является село «Губин» недалеко от Дитяток. Периметр представляет из себя контрольно–следовую полосу шириной около 15 метров с одним рядом колючей проволоки. Таким образом проникнуть в Зону постороннему человеку не составляет особого труда. (на самом деле проволока не для того чтобы не пускать людей туда, а чтобы ничего не вырвалось оттуда!).

Углубившись в лес, я довольно бодро зашагал по густому ковру из иголок и мха. Уже позже станет ясно, что лучшая стратегия - идти по просекам, а пока пришлось ломиться напролом. Компас при этом немного мутило и траектория получалась не самая прямая. Периодически нам встречались деревья-уроды. Средний фон составлял 30–40 мкр/ч. Чем ближе мы подбирались к центру зоны, тем больше появлялось вот таких искалеченных деревьев. Не уверен, что здесь есть какая-то прямая связь.

Как и в любом лесу, в зоне нас поджидало дикое количество комаров и мошкары. Кроме этого, мы встретили большое количество диких зверей и их следов (отпечаток лап или кучек помета, например). Отсутствие людей позволило зверюшкам хорошо расплодится, поэтому одна из главных опасностей, подстерегающих нелегального туриста — встреча с дикими животными.

Большинство лесов - искусственные, насажены ровными рядами, разделенные просеками. Просеки местами свежие, местами завалены мусором и ветками. Места потрясающе красивые.

Первый населенный пункт — Ямполь. 25 лет с момента аварии на ЧАЭС сделали своё дело - теперь это место населяют другие хозяева. Дома, тротуары, фонарные столбы, целые улицы - всё во власти растений. Методично и не спеша природа превратила в пух и прах достижения цивилизации. По некоторой информации в селе давно обосновался самосёл - старик с собаками. Однако, пройдя по окраине села мы не встретили никаких признаков жизни, за исключением нескольких давних стоянок «сталкеров», да и не очень то хотелось знакомиться с одичавшим человеком. Во многих домах всё ещё можно жить…

Внутри многих домов есть настоящая печь, кое-где даже сохранилась обделка и немного интерьера. В лесу неподалеку мы остановились на первый ночлег, разбив палатку в чаще леса. Показания дозиметра - с небольшими отклонениями от нормы. Потому можно позволить себе немного передохнуть и по фотографировать в селе - и в путь. Не давал расслабляться лишь обильный трафик машин на дороге.

Первое серьезное препятствие - мост через реку Уж. Всего 100 метров прямой дороги с отличной видимостью, крайне интенсивным движением и нулевой возможностью прыгнуть в кусты. После небольшой передышки мост был преодолен.

Кстати, моста на самом деле два, просто они параллельны. Один - более старый, с остатками прожекторов по бокам, второй поновее. А вода в реке Уж потрясающей чистоты. Дно - мягкий приятный песочек. Радиационный фон - всего 51 мкр/ч, так и хочется искупаться. Дивной красоты место.

Перейдя мост, группа приблизилась к поселку Черевач. Рядом с ним находится пожарная вышка, на которую поначалу хотелось залезть, чтобы провести рекогносцировку на местности, но внезапно она оказалась обитаема и всем пришлось спрятаться за брошенным деревенским домом, увитым виноградными лозами. Виноград фонил всего на 37 мкр/ч, так что я заточил веточку спелых плодов. Чернобыльский виноград - ням-ням!

Пройдя Черевач, мы вышли к деревне «Заполье», где остановились на обед. Тушенку, разогретую на горелке, приятно скрасили местные наливные яблочки с относительно низким фоном.

Сразу после поселка располагается местное кладбище. Многие кресты выглядят очень свежими, хоть и не реставрировались с момента аварии на ЧАЭС.

По дороге от кладбища, сбоку от дороги на ветке дерева висит оторванная голова куклы. Кто и зачем это сделал — непонятно, но выглядит очень жутко.

Далеко в поле — табун лошадей Пржевальского. В начале 1990-х несколько лошадей в качестве эксперимента были выпущены в украинскую зону отчуждения Чернобыльской АЭС, где они стали активно размножаться. Сейчас их там примерно под сотню голов, три табуна. Они абсолютно свободны, их можно смело назвать действительно дикими лошадьми. Никаких генетических отклонений и прочих мутаций зафиксировано не было. Говорят, что раньше они совсем не боялись людей, но этому помешали браконьеры, полюбившие отстреливать доверчивых лошадей.

Забегая вперед, скажу, что всего в Зоне я видел: два табуна лошадей, лисицу, волчьи и медвежьи следы и помёт, белок, змей (две штуки), стадо кабанов и зайца. Кроме того в лесу от нас ломился толи лось, толи олень, а также парочка кровососов, но их засосало в аномалию.

Ближе к вечеру мы вышли на бетонку, которая вела к основной цели нашего путешествия. Вот она, маячит на горизонте. Здесь, недалеко от дороги мы расположились на второй ночлег, разбили палатку, поужинали и легли спать.

По утру сразу стало ясно, что с выбором места мы не ошиблись. Желтый щит с облупившейся краской предостерегал, что дальше находится что-то мега-интересное.

Так оно и произошло. Основная цель нашего путешествия — Загоризонтная РЛС «Дуга».

25 лет назад это был совершенно секретный объект – жемчужина космической разведки и мечта военных, позволявшая следить за перемещением всех видов надземных целей не только над Европой, но и предоставлявшая возможность «видеть» пуски ракет потенциального противника на северо-американском континенте. С помощью мощнейших и ультрасовременных (на то время) радаров военные смогли, в прямом смысле слова, заглянуть за горизонт. Очевидно, что благодаря таким способностям этот комплекс получил название – загоризонтные радиолокационные станции (ЗГРЛС) или «Дуга-1» (Радиоцентр дальней связи Чернобыль-2). Уникальные способности радара скрывались в новаторских идеях конструкторов, которые воплотились в мачты и принимающие антенны исполинских размеров. Трудно говорить о точных геометрических размерах ЗГРЛС. Данные общедоступных источников противоречивы и, вероятно, неточны.

Стоимость капиталовложений составляла семь миллиардов советских рублей. Для сравнения - это вдвое дороже, чем строительство Чернобыльской АЭС. Очевидно, что строительство ЗГРЛС возле атомной электростанции объяснялось большим энергопотреблением объекта. По имеющейся информации, ЗГРЛС потребляла около 10 мегаватт.

Вдоль линии антенн тянется техническое здание, где когда–то располагалось приемное оборудование. Около 300 метров в длину.

Вылазим в окошко и подбираемся еще ближе к антеннам!

Они огромны и просто потрясающие. Совершенно дикое по энергетике место стоит под палящим зноем в полной тишине. Когда-то За характерный звук в эфире, издаваемый при работе (стук), станция получила название Russian Woodpecker.

Звучит он так:

Радар работал в диапазоне частот 5–28 МГц. Антенны построены по принципу фазированной антенной решетки. Поскольку одна антенна не могла перекрывать такую широкую полосу частот, весь диапазон разбит на два поддиапазона и антенных решеток поставлено тоже две. Так, высота мачт низкочастотной антенны составляет от 135 до 150 метров, а длина - от 300 до 500 метров. Высокочастотная антенна несколько скромнее. Порядка 250 метров в длину и до 100 метров в высоту. При таких поражающих воображение размерах объект виден почти с любого места Чернобыльской зоны отчуждения.

ЗГРЛС в городе Чернобыль-2 предназначалась только для приема сигнала. Передающий центр находился возле города Любеч, Черниговской области, что в 60 км от Чернобыль-2. Передающие антенны также построены по принципу фазированной антенной решетки и были меньше и ниже, ее высота составляла 85 метров. На данный момент этот радар уничтожен. На снимке — вид приемной антенны по-диагонали.

Насмотревшись на радар, мы вылезаем за периметр Чернобыля-2 и просеками уходим к Припяти. Через несколько часов мы выходим на вершину холма, с которого открывается замечательный и волнующий вид.

Здесь насаженный сосновый лес периодически пересекается с такими пустырями. Фон - 250–300мкр/ч.

Перейдя поле, углубляемся в лес. Ноги уже утопают во мхе, проседая под весом тела сантиметров на 10. Мох здесь тоже радиоактивный и неплохо сигнализирует о «пятнах» с повышенным фоном. В целом, в лесу фон выше в 2–2.5 раза, чем на пустырях.

Как в лесу, так и в полях встречаются остатки каналов для мелиорации. Узенькая полоса воды в 4 метра шириной по факту является сложнопреодолимым препятствием. Переходить вброд по мутной фонящей воде нет никакого желания. Около часа мы искали подходящую переправу и наконец нашли удачно упавшее дерево.

После обычного леса мы входим в Рыжий, вернее на место, где он когда-то был. Рыжий лес — около 10 км² деревьев, прилегающих к Чернобыльской АЭС, принявших на себя наибольшую долю выброса радиоактивной пыли во время взрыва реактора в 1986 году. Высокая доза поглощённой радиации привела к гибели деревьев (преимущественно сосен) и окрашиванию их в буро-красный цвет. Кроме того, по ночам наблюдалось свечение погибших деревьев (это было вызвано взаимодействием ферментов дерева с радиоактивными частицами), также вызванное радиоактивным распадом. Во время работ по дезактивации территории лес был снесён бульдозерами и захоронен.

Теперь на месте Рыжего леса — пустырь с песком, засаженный молодыми елями и очень странная, огороженная территория с будкой и радиомачтой. Сначала возникла мысль, что это захороненные останки рыжего леса, но они находятся в 400 метрах западнее. Здесь фон действительно скачет, поднимаясь до 2200 мкр/ч прямо у забора. Это в 110 раз выше нормы.

Возможно, здесь лежит что-то еще. Смущает то, что таблички, забор и будка — совсем свежие.

Проходим скорее это нехорошее место и снова углубляемся в лес. Мы уже близко к припяти - нас встречает вот такой рабочий с плакатом.

По пути начинают появляться дома и полуразрушенные ангары.

Кое-где бугорками выступают холмики с захоронениями и воткнутыми в них предостерегающими знаками.

Проходим «Мост смерти». Одна из легенд Зоны — уровень радиации на этом мосту 26 апреля 1986 года достигал 500-600 рентген в час, т.е. один час, проведенный на этом мосту, мог стоить жизни. А ведь тогда люди ничего не знали, многие, включая детей, ходили на мост посмотреть, что происходит на станции. Посты милиции были выставлены с обеих сторон моста. Радиоактивное облако прошло над южной частью моста. Из милиционеров, дежуривших в тот день, не осталось в живых никого.

Путепровод к станции «Янов». До аварии на ЧАЭС станция относилась к Юго-Западной железной дороге. На станции выполнялась пассажирская и грузовая работа, примыкали подъездные пути ЧАЭС, складов ОРС, нефтебазы и других предприятий города Припять. В настоящее время один из путей, проходящих через станцию реконструирован и используется для обеспечения строительных работ по сооружению объекта «Укрытие-2» — нового саркофага для ЧАЭС.

Входим в Припять. В настоящее время в городе много радиоактивной пыли, выпавшей из разрушенного энергоблока и состоящей из относительно долгоживущих радиоактивных элементов. Эта пыль собирается в канавах, углублениях. Пыль прочно въелась в грунт, деревья, дома. Город зарастает чернобыльником, произраставшим в окрестностях и до аварии.

Объявление об эвакуации из Припяти.

Мы поднимаемся на крышу девятиэтажки, ближайшей к станции, чтобы осмотреться. Отсюда открывается шикарный вид на ЧАЭС.

Чернобыльский закат и профиль завода «Юпитер» на его фоне.

С крыши мы замечаем высокую шестнадцатиэтажку в центре города и решаем передислоцироваться на нее. По центральным улицам наблюдается какой–то движ, ездит автобус, так что приходится пробираться дворами и переулками. Все очень сильно заросло. Фактически от города уже мало что осталось и Припять — это дома в лесу.

Вот и наша шестнадцатиэтажка. Здесь и заночуем.

Парадный вход утопает в зелени, но его все же не сложно найти. Везде очень много мусора, так как мародеры и черметчики хорошо поработали после аварии — квартиры разграблены, металл спилен.

Поднимаемся на крышу здания для ночевки. Тут безопасно, советский герб, шикарный вид на ЧАЭС и фон всего 40 мкр/ч. Поднявшись, слышим звериный рык и чавкающие звуки у подножия здания. Перегнувшись через край крыши, мы видим стадо диких кабанов, кушающих какие-то корешки и рыскающих по газонам. Сюда, слава богу, им не подняться, так чтомы готовим наш последний ужин в Зоне и укладываемся спать.

Как человек, побывавший в Зоне нелегально, я категорически не рекомендую повторять это. Это действительно изнурительное путешествие с серьезным риском нахвататься радиации или быть съеденным дикими зверями, и виденные мною кабаны — лишнее тому подтверждение.

Напоминает о себе до сих пор. После техногенной катастрофы, забравшей жизни миллионов людей, прошло уже три десятилетия. Однако зона отчуждения Чернобыльской АЭС все еще остается предметом повышенного внимания. Ей посвящают рассказы в школе, о ней снимают фильмы, в самом Чернобыле постоянно проводятся туристические экскурсии.

За более чем 30 лет после аварии о зоне отчуждения ЧАЭС успели снять множество фильмов и сериалов, написать много книг, сделать компьютерные игры. Что происходит в забытом городе спустя годы? Опасно ли посещать зону поражения Чернобыльской АЭС сегодня и насколько она заражена радиоактивными элементами? Об этом и много другом мы поговорим в данном статье.

Многие современные аналитики и экологи рассуждают на тему того, почему в люди сегодня могут спокойно жить и не бояться радиации и заражения, а границы на карте зоны отчуждения Чернобыльской АЭС до сих пор закрыты для проживания. Логичным ответом на этот вопрос будет то, что после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки прошло уже более 70 лет. За такой период все радиоактивные элементы успели распасться и не быть вредоносными для человеческого организма. Однако, между Чернобылем и упомянутыми городами с их историей есть существенные отличия, которые важно подчеркнуть.

Прежде всего, пожар в зоне Чернобыльской АЭС был гораздо масштабнее и существеннее, нежели в Хиросиме и Нагасаки. После взрыва четвертого реактора в воздух было выброшено около 18 тонн радиоактивных элементов. При этом в Хиросиме население пострадало от 64 кг урана, а в Нагасаки — от 6 кг плутония. Соотношение веса и нанесенного ущерба очевидно.

Второе отличие зоны отселения Чернобыльской АЭС от взрывов в Хиросиме и Нагасаки заключается в том, что взрыв «Малыша» максимальный урон нанес в месте выброса. Радионуклиды расползлись по местности в размере всего 1% от выброшенной массы веществ. На ЧАЭС ситуация была совсем другой.

Наиболее опасным в данной ситуации был не сам взрыв, но то, что на протяжении последующих 30 дней из реактора постепенно выделялось большое количество радиоактивных элементов и разносилось по местности. Зона заражения Чернобыльской АЭС все еще считается открытым источником радиации, несмотря на и непрекращающуюся работу по обеззараживанию города.

Последствия катастрофы

После произошедшего до сих пор нет четкой статистики о том, какое количество жертв она принесла. На загрязненных территориях Украины, Российской Федерации и Беларуси после аварии сотни и тысячи людей уходили из жизни по естественным причинам. Однако, взрыв настолько изменил сознания людей, что в этих странах до сих принято связывать любые болезни, в первую очередь — онкологические, с последствиями аварии на ЧАЭС.

В 2006 году ВОЗ издала доклад, который назывался «Чернобыль: истинные масштабы аварии». В этом документе были указаны точные данные о происшествии, количестве пострадавших, а также примерная численность погибших вследствие катастрофы на станции. Согласно данным документа, из-за Чернобыльских событий погибло 4 тысячи человек.

Чуть позже МОЗ Украины сделал свою статистику жертв Чернобыля. В документе 2016 года содержатся данные о том, что в общей сложности погибших после катастрофы было около 2 миллионов 397 тысяч. Большая часть этих людей является ликвидаторами катастрофы, их родственниками, эвакуированными из зоны отчуждения жителями, а также теми, кто остался по собственной воле на месте аварии и продолжил там жить.

Люди, которые были эвакуированы из образовавшейся после взрыва на ЧАЭС зоны отчуждения в Чернобыле и Припяти, на сегодняшний день все чаще страдают от раковых заболеваний. У них нарушилась работа эндокринной системы, все чаще диагностируются проблемы с пищеварительным трактом, органами зрения, кровоснабжением и сердцем. У детей, которые были жертвами Чернобыльской катастрофы или родились в семье эвакуированных жителей, находят врожденные заболевания и дефекты все реже. Однако, все равно у некоторых малышей до сих пор диагностируют серьезные врожденные патологии, раковые образования, заболевания доброкачественного типа.

Насколько опасна зона отчуждения Чернобыльской АЭС сегодня?

Карта зоны поражения Чернобыльской АЭС России, Беларуси и Украины сегодня условно поделена на три основных участка. Показатели радиации на каждом из них имеет свои определенные показатели опасности.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

Особая зона

Этот участок территории на карте зоны отчуждения Чернобыльской АЭС является максимально опасным и потому наиболее редко посещаемым туристами и гостями, наряду с находящимся недалеко от Зоны отчуждения и ЧАЭС кладбищем радиоактивной техники. В этой зоне находится сама станция, разрушенный реактор, а также многие технические и государственные постройки. В этой зоне расположены здания для сотрудников, занимающихся сооружением и поддержанием стабильного состояния Саркофага.

Уникальные фото внутри Саркофага ЧАЭС:

10-ти километровая зона

Менее зараженная площадь зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, которая занимает область вокруг электростанции и ближайших к ней районов. Эта зона отчуждения Чернобыльской АЭС относительно безопасна. Единственное, что может нанести сильный вред человеку в этой области – поедание всего растительного, что появилось из Чернобыльского грунта.

В этой области нельзя пить местную воду. Наличие дозиметра при прогулке по этой зоне поможет защититься от участков, где уровень радиации превышает безопасные показатели. Такими участками могут быть места свалок железного мусора, старые и завалившиеся постройки, подвальные помещения, скопление большого количества зараженных предметов и объектов.

30-ти километровая зона

Максимально безопасная территория на карте зоны загрязнения Чернобыльской АЭС, которая занимает пригород Чернобыля и Припяти. В этой области можно относительно безопасно находиться, здесь происходит основное количество экскурсионных туров и прогулок. В этой области радиационный фон практически приравнивается к тому, который наблюдается в столице Украины Киеве. Однако по-прежнему из-за длительного распада некоторых частиц эта зона отчуждения Чернобыльской АЭС также не является пригодной для выращивания культур.

Несмотря на многие предупреждения об опасности и зараженности грунта в Чернобыле, многие сегодня приезжают сюда, чтобы поселиться и начать вести свое хозяйство. Таких людей называют самоселами. Проживать на территории зоны отчуждения Чернобыльской АЭС не запрещается сегодня никому. Однако вопреки некоторым видео о Зоне отчуждения выращивать на этой территории сельскохозяйственные культуры является максимально опасным для здоровья и может привести к развитию многих заболеваний, опухолей и раковых недугов. Безопасное строительство и выращивание культур в Чернобыле может быть возможным только после полного распада всех радиоактивных элементов в воздухе и грунте, а это займет не одну сотню лет.

Мертвая зона как заповедник

26 апреля 2016 года в Чернобыльской зоне было принято решение начать строить радиационно-экологический заповедник. Суммарная площадь этого места будет составлять примерно 227 тысяч гектаров. Основной целью строительства заповедника является защита диких животных — тех, что сегодня поневоле приютила зона отчуждения Чернобыльской АЭС. После эвакуации жителей здешние животные значительно умножились в количестве и стали обитать в городской черте, подвергаясь опасности обвалов и заражения.

На сегодняшний день в Чернобыльской зоне отчуждения и Припяти проживают барсуки, рыси, лошади Пржевальского, ондатры и многие другие редкие виды млекопитающих.

Помимо защиты животных Чернобыльской зоны экологический заповедник строится с целью привлечь больше людей к историческим местам и рассказать им настоящую историю этого места.

С момента, когда зона отчуждения Чернобыльской АЭС стала относительно безопасной для кратковременного посещения, сюда стали приезжать множество туристов из разных уголков мира.

На сегодняшний день попасть в Чернобыль и своими глазами увидеть последствия катастрофы и забытый город можно двумя легальными методами: с официальной, зарегистрированной ранее делегацией или же в составе туристической группы, которая заранее организуется гидами и туристическими компаниями. После катастрофы множество людей, проживающих на территории Чернобыля, стали заниматься возрождением истории своего родного города и создавать отдельные организации, занимающиеся сбором туристов, желающих увидеть зону отчуждения.

Благодаря опыту и осведомленности туристических компаний, экскурсии в зону отчуждения являются максимально безопасными для здоровья. Десятичасовая прогулка в области Чернобыля по количеству полученной радиации приравнивается к одному полету на самолете. Заранее запланированный и спроектированный маршрут гарантирует то, что ни один человек не сможет соприкоснуться с зараженными и опасными для здоровья строениями или предметами.

Максимально опасными являются самостоятельные прогулки или нелегальные посещения города, когда можно по незнанию попасть в опасную зону и получить облучение.


"Что такое зона отчуждения, и что она из себя представляет?" - вопрос, несомненно, интересный. Многие ошибочно полагают, что это устрашающее название присвоено только территории, загрязненной радиоактивными отходами в украинском городе Припять. Однако понятие применяется к любой среде, подвергшейся химическому, радиоактивному и прочему загрязнению. Зона отчуждения - это то место, где произошла катастрофа, из-за которой земля, воздух или вода, по причине загрязненности вредными веществами, стали опасными для жизни человека.

Несомненно, трагедия на Чернобыльской АЭС - яркий пример экологической катастрофы. И, следовательно, того, что такое зона отчуждения. Поэтому на ней и остановимся.

Срочная эвакуация

27 апреля 1986 года, спустя сутки после аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, государственной комиссией было принято решение о "временной" эвакуации граждан в близлежащие населенные пункты Киевской области. Все жители покинули город всего за шесть часов - такая быстрая операция считалась одной из самых успешных в СССР с точки зрения логистики и организации.

Помощь согражданам

Вся Украина узнала о том, что такое зона отчуждения и насколько она опасна. Чтобы предоставить временное жилье пострадавшим, правительство обратилось за помощью к жителям Киевской области. Многие семьи откликнулись на просьбу и приютили всех, у кого не оказалось крыши над головой. Всего спустя месяц, правительство определило мероприятия по обеспечению жильем каждой семьи из зоны отчуждения ЧАЭС. Всего было построено около 21 000 квартир, преимущественно в Киеве и Чернигове.

Трагедия для Европы

Чернобыльская трагедия тридцатилетней давности до сих пор остается самой крупной техногенной катастрофой в истории человечества. Благодаря плотной концентрации радиоактивного облака и направлению ветра, последствия аварии оставили черный след на территории 17 стран Европы. Высокую дозу загрязнения радионуклидами получила Беларусь, особенно пострадала Гомельская область, находящаяся рядом с границей Украины.

Ниже приведена таблица суммарного загрязнения радионуклидами стран Европы от аварии на ЧАЭС.

Страна

Территории с

загрязнением

свыше 1 Ки/км 2

% от суммарных

выпадений в Европе

Австрия 11.08 2.5
Беларусь 43.50 23.4
Великобритания 0.16 0.8
Германия 0.32 1.9
Греция 1.24 1.1
Италия 1.35 0.9
Норвегия 7.18 3.1
Польша 0.52 0.6
Россия 59.30 29.7
Румыния 1.20 2.3
Словакия 0.02 0.3
Словения 0.61 0.5
Украина 37.63 18.8
Финляндия 19.00 4.8
Чехия 0.21 0.5
Швейцария 0.73 0.4
Швеция 23.44 4.5

Опасная для здоровья территория

Чернобыльская зона непригодна для жизни из-за долгого срока полураспада радиоактивных веществ, осевших в почве. Под сроком полураспада изначального количества радио-атомов понимается его двукратное уменьшение (деление надвое). Самыми "живучими" и опасными в Чернобыльской зоне являются следующие радиоактивные вещества:

  • стронций-90 (п/п 29 лет) - оседает в костной ткани, разрушая ее структуру;
  • цезий-137 (п/п 30 лет) - вызывает мутации и повреждения на клеточном уровне, предвестник раковых опухолей;
  • плутоний-238 (п/п 86 лет) - одно из самых опасных химических веществ, при попадании в организм приводит к отеку легких и смерти;
  • плутоний-239 (п/п 24,5 тыс. лет) - подавляет иммунную систему, приводит к циррозу печени.

Исходя из такой "адской смеси", становится очевидно: жить в Чернобыле до сих пор опасно.

Задаваясь вопросом о том, что такое зона отчуждения в Чернобыле и насколько велика ее территория, не стоит забывать главное: дозу химической радиации получил не только город Припять, но и многие близлежащие города и поселки, а это значит, что они тоже непригодны для жизни человека.

Ниже приведен список зон отчуждения Чернобыльской АЭС, отмеченный на карте.

Зона отчуждения сегодня

Спустя несколько лет после аварии, мародеры вынесли все, что находилось в домах мирных жителей, потому от уютных в прошлом квартир остались только стены и воспоминания. Магазины и школы превратились в развалины, а от бывших детских площадок веет страхом и ужасом. Чернобыльская трагедия показала пример, что станет с нашей планетой, если все люди одномоментно исчезнут.

Кажется, что в такой местности отыскать человека - задача не из легких. Но это не так. На загрязненной территории живут целые семьи, правда, большая часть из них - пожилые люди. Украинские власти не препятствуют тем, кто захотел вернуться на свою историческую родину, и даже стали выдавать специальные пропуска. Жители запретной зоны получают гуманитарную помощь и ведут хозяйство: выращивают овощи и содержат домашний скот. Удивительно, но малочисленное население практически не жалуется на состояние здоровья.

Кроме самоселов (так называют жителей Припяти и окрестностей), в Чернобыле работают около 3 тыс. человек, которые обслуживают зону отчуждения. У работников даже есть администрация, которая находится совсем недалеко от атомной ЧЭС.

Есть еще одна категория людей, которых все чаще можно встретить в Чернобыле. Для любителей экстрима правительство предоставило возможность проведения экскурсий. Чернобыльские туристы - отчаянные люди, которые живут по принципу "кто не рискует, тот не пьет шампанское".