Таиланд: страна, где тебе улыбаются боги. Индийские боги в таиланде Бангкок: в Городе ангелов

Таиланд очень религиозная страна, и мифологических существ там в избытке, как, впрочем, и статуй, их изображающих. Статуэтки разных существ можно замечать повсюду, в частности, в знаковых местах, возле храмов. Однако туристы редко обращают внимание на такие мелочи, стремясь побыстрее увидеть основные достопримечательности и в суете побегать по местным рынкам.

Прежде чем войти в тайский храм, предлагаем вам остановиться и полюбоваться на этих существ. Они расставлены перед входом, поскольку являются хранителями храма от злых духов. Многие из этих существ происходят из легендарного леса Химафан, который столь же таинственный и скрытый от глаз, как и буддистская страна Шангри-Ла.

Змееподобное существо Наг

Это защитник Будды. Это существо с человеческим торсом и человеческой головой, которая укрыта веером из змеиных голов. Обитает в воде, пещерах и даже под землей. Наг часто выступает как защитник против плохих духов. Этих существ в виде барельефов можно увидеть на стенах храмов или лестницах, которые к ним ведут. Иногда скульптуру Нагов ставят на крышах, дверях и окнах. Наг является символом мудрости.

Это существо - получеловек-полуптица. Этот царь птиц появляется как в индуистской, так и в буддийской мифологии. В Ригведе Гаруда впервые упоминается как бог Солнца. О происхождении, достижениях и подвигах Гаруды рассказывается в первой книге великого эпоса Махабхараты. Свирепые фигуры этих существ можно увидеть в Национальном музее королевских барж в Бангкоке, а также в различных храмовых комплексах по всей стране.

Это существо имеет женское тело (изображается с голой грудью), при этом у нее птичий хвост. Вы найдете несколько статуэток этих существ рядом с храмом Ват Арун, что на берегу реки Чао Прайя в Бангкоке.

Апсонси материализуется как полуженщина-полулев. Некоторые из этих изящных позолоченных фигур можно увидеть на верхней террасе в храме Изумрудного Будды (Ват Пхра Кео) в Бангкоке.

Это существо похоже на лебедя, его фигурку можно увидеть в Национальном музее королевских барж в Бангкоке. Хонгса с гордостью красуется на царской барже. Также фигурки этого существа можно встретить на вершинах храмовых крыш в разных частях королевства.

Это разновидность природного духа. Якша бывает мирным существом, оберегающим леса и горы, а может быть монструозным духом, как ракшасе, демоном, который не прочь полакомиться заблудившимся путником в лесной глуши. Статуи Якши возвышаются над входами в большое количество храмовых комплексов в Таиланде, например, такие статуи есть в Большом королевском дворце и в аэропорту Суварнабхуми в Бангкоке.

Это морское чудище, частично крокодил, частично слон, частично дельфин. Этих существ, которые отвечают за погоду, изображают на балюстрадах храмов.

Тайская мифология испытывала воздействие индуизма и буддизма. Внешние влияния меньше всего затронули мифологию ахомов, переселившихся в 13 в. в северо-восточную Индию, и тайских народов, расселённых на востоке Индокитая и юге Китая. У ахомов сохранилась одна из древнейших тайских версий создания мира (см. Пхатувчунг). У всех тайских народов Индокитая обнаруживаются черты общей мифологической системы.
Весьма своеобразны мифы тайских народов Вьетнама о небесной реке Такхай , вытекающей из грота, о страже двери «небесной темноты», из которой выходят ночь и звёзды (см. Такхай), о Пу Нене и Нанг Быоне, катящих по небосводу шары своих светил, о лягушке , срывающейся с цепи и глотающей светило. В некоторых тайских мифах отделение неба от земли рассматривается как трагический момент, вызванный тем , что сердитая женщина оскорбила небо, ударив в него пестом для обрушивания риса (ср. По Тхен). Особняком стоит у тайских народов только юньский космогонический миф о женском существе Ясангсай и её супруге Пусангси, родившемся из огня намного позднее её.
В большинстве мифов о генезисе мира организующая роль отведена высшему существу, которое, как правило, является также первопредком королевских семей. Но в этих поздних в стадиальном отношении мифах сохранились сведения о наиболее древних образах (тыква, из которой произошли люди и всё живое на поверхности земли после потопа , и др.). У народа буи в южном Китае в сказаниях о создании мира говорится о том, что в первоначальную пору не росла и тыква. Появление тыквы у тайских народов, как правило, отнесено к деятельности небесных духов . Так, с тыквами на землю после потопа являются у белых тай демиурги Таосуонг и Таонган , упавшие с неба тыквенные сосуды принесли с собой людей у лаотянцев (см. Ветсуван), из желудка небесного буйвола появились семена тыкв у шанов (см. Литлонг), из ноздрей небесного буйвола выросли лианы с плодами тыквы в лаотянской мифологии (см. Пу Лансенг) и т. д. Мотив о спасении людей от потопа в тыкве как в корабле, широко представленный в мифологии мон-кхмерских народов Индокитая, у тайских народов распространён мало. Вполне возможно, что в той мере, в какой он встречается, он был заимствован тайскими народами у более древнего мон-кхмерского населения (см. Кап и Ке). С небесным происхождением тыквы у тайских народов согласуется представление о том, что в этом плоде заключён принцип мужского, небесного, начала , тогда как в зёрнах риса - женский, земной, принцип (см. Кванкао).
По антропогоническим мифам тайских народов, рядовые общинники происходят из тыкв на земле, а правящие династии ведут своё происхождение от посланцев неба. Однако в Тайской мифологии тыква изображается как проявление всё того же небесного принципа. Эта системность, с древнейших времён направленная на разработку мифологии небесных сил , проявляется в представлениях о духах и об универсальных для народов Индокитая образах нагов .
Многочисленные духи - фи или пи населяют земной мир, астральный и более дальние миры. Земные духи у кхонтхаи обладают своими сферами деятельности. Очень почитались у таи домашние духи чаотхи , духи родовых предков - фидам, территориальные божества, соподчинённые согласно иерархии феодальных владений Фи-мыонг. Душа человека - это сонм 32 или даже 120 хуонов . Систему духов возглавляет небесный глава По Тхен у чёрных тай или Тхен Факхын у лаотянцев.
С развитой системой небесных божеств у таи согласуются мифы об устроителях земли. К ним принадлежат Таосуонг и Таонган, принёсшие с неба на землю тыквы, Пху Нго и Не Нгам , срубившие лиану, закрывавшую свет, Пуи и Намы, посланные с неба для того, чтобы срубить гигантское дерево баньян, а также Тхонг и Двадараси в мифологии лаотянцев, подготовившие землю для спуска с неба первого короля Кхун Болома. Кхун Болом установил социальные нормы, преподал людям моральные заветы.
Вместе с этим в Тайской мифологии чётко выражены представления о подземных (хтонических) божествах - нагах. В основе культа нагов у таи лежат представления аборигенных мон-кхмерских народов. Основная их функция - хранение вод и плодородия земли. Будучи подателями плодородия, наги превратились в духов - защитников местности. В отличие от мон-кхмеров и тибето-бирманцев, у тайских народов не выражены представления о происхождении народов или династий от нагов. Лишь у шанов в Бирме существует такой же династийный миф, но который чрезвычайно близок мифам палаунов и других мон-кхмерских народов Бирмы. По сравнению с другими народами Индокитая у таи больше преданий о превращении змееобразных существ нагов в скалы, горы и целые хребты. Пример такого почитания гор дают тхай во Вьетнаме, у которых религиозно-обрядовая

Среди тайцев оказывается есть много явных и неявных индуистов. Чтобы в этом убедиться достаточно посетить Музей Ганеши в сорока километрах от Чианг Мая . И вы увидите тайцев, распевающих мантры слоноголового бога .

Ганеша. Буддистский монастырь около Чианг Дао,

В свое время в этих краях, пришедший на смену брахманизму буддизм задушил индуизм в своих дружеских объятиях. Буддисты не стали огнем и железом (как кое-где это бывало) искоренять прежние верования. Они включили все индуистские божества в свой пантеон, выделив им место в не самом худшем из миров. И ныне практически в любом буддистском храме можно встретить статуи индуистских божеств.

Ганеша. Буддистский храм Мэ Сай.

Это, как правило, боги Тримурти: Шива, Вишну, Брахма (последний, кстати, в самой Индии не сильно популярен). Часто (намного чаще, чем в той же Индии) встречаются статуи и изображения бога Индры.

Лорд Шива. Недалеко от Канчанабури.

Что уж говорить о вахане (ездовое животное) бога Вишну птице Гаруде, чье изображение используется в государственной символике Таиланда?

Бог Вишну верхом на Гаруде.

Но самый популярный во всей Азии индуистский бог — это слоноголовый бог Ганеша (в Таиланде — Ганеш или Пхра Пиканет ). Причин такой популярности несколько. Во-первых, Ганеш помогает в устранении препятствий тем, кто его почитает. Во-вторых, Пхра Пиканет — бог мудрости, что также достойно почтения. В-третьих, симпатичная внешность и внутренняя доброта слоноголового бога (кроме воинственных ипостасей) также способствует появлению новых и новых почитателей.

Ганеша. Буддистский монастырь около Канчанабури.

В моих планах подготовить подробный материал о всех версиях рождения Ганеши (их много), появления у него головы слона (версий этого события также много), его атрибутах и функциях. Кому интересно, следите за новостями на сайте .

В Таиланде невероятное разнообразие амулетов на все случаи жизни. Подобные вещицы можно увидеть на шее у многих: от водителя такси до высокопоставленного чиновника. Это не просто украшение, таким оберегам приписывают защитные и магические свойства, с их помощью привлекают удачу, богатство и любовь. Наряду с и на рынках, вы можете найти в Таиланде защитные амулеты, распространённые среди народа.

Такруты с янтрами

Такрут

Самый распространённый амулет в Таиланде называется такрут. Он представляет собой небольшой цилиндр, сделанный из золота, серебра, меди, дерева или стекла. На амулете пишут магические символы, или вкладывают внутрь кусочек бумаги, кожи или металлический листок с защитными янтрами. Такрут носят на цепочке на шее и изготавливают для определённой защитной цели либо на индивидуальный заказ для привлечения силы или спутника жизни.


Палад кик с янтрами

Обереги с янтрами

Янтры или янты - заклинания или магические фразы. В древности подобные обереги защищали воинов в сражениях. Помните историю, как местным жителям во время восстания китайских кланов? Кусочки ткани с написанными магическими символами называются " ". Воины носили их на предплечье для защиты от оружия. Сейчас такие талисманы используются бойцами в . Кроме того, муай тай файтеры носят " ", защитную повязку на голову. Большинство солдат и полицейских кроме бронежилета носят различные нательные амулеты с заклинаниями. Янты используются в магических татуировках сак янт, в оформлении такрутов и других амулетов, пишутся на кусочках ткани или одежде. Заклинания могут состоять из любой комбинации слов на тайском или пали, магических символов, геометрических форм и узоров, знаков зодиака, изображений монахов, демонов или божеств. Яркий пример можно встретить на . Воины богов, находящиеся в трансе, раздают квадраты из ткани с китайскими иероглифами, защищающими от злых духов. В некоторых буддийских храмах продают полоски с магическими янтрами. Волшебные символы на ткани или футболках защищают владельца, дают ему силу и здоровье, располагают к нему окружающих.


Фаллосоголовый держит свой клик

Фаллос или палад кик

Талисманы в форме детородного органа называются палад кхик (или палад кик, или клик). Они могут быть размером от нескольких сантиметров до пары метров. Амулеты делают из дерева, металла, пластмассы и костей животных. Одни простые, на других выгравированы священные фразы и символы. Мальчикам маленькие фаллосы надевают на шею, а мужчины носят их под одеждой на верёвочке, обвязанной вокруг талии. Амулеты призваны защитить от оружия и несчастных случаев, привлечь женщин и удачу в азартных играх. Некоторые женщины кладут миниатюрный палад кик в кошелёк для защиты. Хозяева магазинов, баров и ресторанов верят, что амулет в виде фаллоса привлечёт удачу и посетителей. Большие фаллосы вы встретите в некоторых святилищах, например, в Пещере Принцессы на пляже Прананг в Краби или у алтаря лесной богини Мэ Таптим (Chao Mae Tuptim Shrine) в Бангкоке. Такие фаллосы или лингамы являются символом бога Шивы и олицетворяют плодородие и мужское начало. Тайские девушки, желающие завести ребёнка, посещают подобные места и делают подношения богиням в виде свечей, ароматических палочек и цветов лотоса.


Красноглазые демоны и Нанг Квак (справа вверху)

Амулеты с божествами и другими существами

Жители Таиланда частенько носят амулеты с различными индуистскими, камбоджийскими и китайскими божествами. Гуаньинь является покровительницей женщин, помогает при родах и в воспитании детей. Гуань Юй служит символом мужества и благородства. Ганеша устраняет все препятствия на пути владельца амулета. Демон Раху, проглатывающий луну, приносит здоровье. Красноглазый лесной демон Пхра Нганг, чем-то похожий на смурфа, увеличивает физическую привлекательность владельца. Амулет "йин ку" олицетворяет тайских Адама и Еву, сплетённых в разных позах Камасутры, и будет полезным в вопросах любви, брака и потомства.


Типичный алтарь магазина: Нанг Квак, китайские боги, денежные лягушки и прочее

Нанг Квак

Красивая девушка Нанг Квак является одним из воплощений тайской богини риса. Она сидит на коленях, держит левой рукой мешок с золотом, а правой рукой машет , заманивая клиентов. Этот амулет приносит удачу и процветание, очень популярен у владельцев ресторанов и магазинов. Очень напоминает японских кошек Манэки-нэко.


Золотой мальчик Куман Тонг

Куман Тонг и Кумари

Тайцы верят, что в амулетах куман тонг, что дословно переводится как "золотой мальчик", живёт дух ребёнка. Раньше такие обереги делали, покрывая высушенные тела нерождённых детей золотом, но теперь это противозаконно. Зато вы можете найти статуэтки с пухлым ребёнком, которому жертвуют сладости, шоколад, молоко, газировку и другие напитки. Владельцы разговаривают со своими куклами. А некоторые из них носят подвеску с золотым куман тонгом. Внутри может находиться кости, кровь, зубы, волосы и другие предметы. Если куман тонг - это дух мальчика, то кумари - девочки. Тайцы приравнивают подобные амулеты к чёрной магии и относятся очень серьёзно: задабривают капризных духов в обмен на удачу и исполнение желаний.