Простые русские и их отношение к израилю. Израильские мужчины о русских женщинах

Если бы я писала эту статью десять лет назад, в начале большой алии, возможно, ответы израильских мужчин по поводу того, что они думают о "русских" женщинах, были бы иными. Что и говорить, за десять лет нам удалось избавиться от многих ярлыков, которые спешили навесить на нас уроженцы страны. Теперь почти ни у кого из них репатриантки из стран СНГ не ассоциируются с девушками из "массажных кабинетов". И все же некая неуловимая грань ментальности часто становится камнем преткновения во взаимоотношениях израильских мужчин и "русских" женщин.

Итак, что они в нас любят?

- "Русские" по ментальности очень близки к европейским женщинам (Итай, 52 года), красивы (Итамар, 50 лет), у них прекрасная кожа, они очень ухоженны (Зеэв, 29 лет)," женственны (Мордехай, 48 лет), не вульгарны (Йоси, 45 лет), открыты, искренни (Натан, 35 лет), непритязательны (Ицик, 20 лет).

Чего они в нас не любят?

- "Русские" слишком прагматичны, среди них немало интересанток, возможно, это объясняется их экономическим положением (Йоси, 45 лет).
- Они постоянно носят маску, недоверчивы, возможно, потому, что росли, в отличие от нас, при тоталитарном режиме (Мордехай, 48 лет).
- "Русские" женщины больше руководствуются разумом, нежели чувствами, они идут на сближение с мужчиной слишком медленно (Итай, 52 года).

В чем мы выигрываем и в чем проигрываем по сравнению с уроженками страны в их глазах?

Уроженки страны слишком увлеклись феминизмом, курят не меньше мужчин, любят соленые шутки, чаще носят брюки, чем юбки. Они менее интеллигентны и скромны по сравнению с "русскими". Более того, они могут быть вульгарны во всем - начиная от реакций во время беседы и кончая одеждой и украшениями. У них плохая кожа - в этом виноват климат, в котором они живут. Но зато они более спонтанные, открытые, знают, чего хотят, самостоятельные, уверенные в себе. На них можно положиться. А кроме того, они раскованные в постели (Итамар, 50 лет).

А теперь несколько реальных историй на тему "русско-израильских" взаимоотношений.

Невеста с приданым

Итай (52 года) развелся с женой четыре года назад. Жена его была уроженкой страны, и развод не обошелся без осложнений по поводу дележки имущества. И все же Итай получил некую приличную сумму, позволившую ему купить квартиру и машину.

Я для нового союза в экономическом отношении мужчина-нетто. Дети взрослые, алиментов не плачу, есть квартира, машина, постоянная, хорошо оплачиваемая работа, но до сих пор не могу найти себе спутницу жизни, - сокрушается Итай.

От себя добавлю визуальные наблюдения. Итай вовсе не урод, не коротышка, не толстяк, не лысый. Интеллигентен, образован, без вредных привычек - не пьет и не курит. В чем же дело? Оказывается, в том, что ему постоянно достаются невесты с "приданым".

Итай, прожив более 20 лет со своей женой-саброй, решил искать новую спутницу жизни исключительно среди "русских". И, как он уверяет, готов жениться даже на нееврейке, если она ему придется по сердцу. Первой подругой Итая, после того как он развелся с женой, стала Наташа. Красивая, образованная женщина. Итай влюбился в нее с первого взгляда, Наташа ответила взаимностью. Сначала Итаю не мешало даже то, что у Наташи было двое маленьких детей от первого брака. Но в какой-то момент он вдруг поймал себя на том, что большую часть времени вынужден тратить на беготню по магазинам, детским врачам и аптекам. Ему бы уже собственных внуков нянчить, а он таскает в сумке "памперсы" для чужих детей. Спустя пять месяцев Итай - не без сожаления - сообщил Наташе, что вынужден с ней расстаться. Она приняла это очень тяжело. Он и сам не скоро оправился и два месяца провел в полном одиночестве.

Потом Итай сошелся с Ирой. "Химия" возникла после первой же встречи, и вскоре Итай предложил Ире переехать к нему жить. Она согласилась. Но зато стала возражать ее мама. До того как Ира встретила Итая, она жила с мамой и старшей сестрой на съемной квартире. У мамы, когда она услышала, что младшая дочь собирается переехать к другу-сабре, тут же подскочило давление - при том что она ничего конкретно против Итая не имела. Мама переживала по другой причине - она категорически не хотела расставаться с дочерью. Ее не устраивал даже альтернативный вариант, который предложил Итай, - переехать со старшей дочерью в дом по соседству. Мама не разговаривала с Ирой в течение двух месяцев - несмотря на то что та после работы первым делом бежала к матери, а потом уже к своему другу. В конце концов дочь не выдержала материнского бойкота и вернулась домой.

Итай отходил от удара в течение трех месяцев - пока не познакомился с Анной. Анна была, по признанию Итая, - "высший класс". Красивая, внимательная, неизбалованная. И она - о счастье! -согласилась тут же переехать к Итаю вместе со своим сыном, мамой и папой.

Сына твоего я люблю и ничего против его проживания с нами, разумеется, не имею. Но объясни мне, почему мы должны жить вместе с твоими мамой и папой, которые к тому же не знают ни одного слова на иврите? Как мы будем общаться? И не слишком ли это много - четыре человека на одной кухне?

Мои родители - немолодые, больные, неустроенные люди. Не знаю, как у вас, а у нас родителей на произвол судьбы не бросают! - отрезала Анна.

И она была по-своему права. Потому что в России - не от хорошей жизни, конечно, - иногда три поколения ютились в одной квартире. И это было скорее нормой, а не исключением. И Итай был по-своему прав. Потому что в Израиле, напротив, с детства привыкают к тому, что у каждого есть своя территория. Сначала это отдельная детская комната, потом отдельная съемная квартира (обычно сразу после окончания школы), а затем - собственное жилье. Но, как бы то ни было, любовная лодка разбилась о непреодолимое препятствие. И везение Итая тоже неожиданно кончилось. После трех замечательных "русских" женщин, даривших ему свою любовь и даже недорогие подарки, ему стали попадаться сплошные интересантки. Например, он приглашал в кафе свою новую подругу Юлю, а она неожиданно приходила с подругой, приехавшей издалека, и ее сыном. Итаю, естественно, приходилось платить за всех. Следующей была Вера, которая охотно приняла приглашение Итая поехать вместе за границу, но не готова была вложить в это предприятие ни агоры, хотя зарабатывала вдвое больше его и имела свой бизнес.

О вещах меркантильных

Тут мы случайно затронули крайне деликатную тему - кто за кого платит? Моя подруга-сабра, женщина феминистского склада, уверяет, что когда она идет с мужчиной в кафе, то предпочитает платить за себя сама. Если они едут за границу - то, разумеется, расходы делятся пополам. Что же касается мужчин, то если они идут в кафе с женщиной, с которой их связывают чисто дружеские отношения, обычно каждый платит за себя. Если же это романтическая встреча - угощает мужчина. Поездки за границу чаще оплачиваются поровну. Один из моих приятелей со смехом сказал мне, что может даже объяснить природу этого явления, которое шокирует "русских" женщин, привыкших к мужской опеке (сам он, кстати, в этом отношении нетипичный уроженец страны - он всегда и везде платит за женщин):

Ты знаешь, Израиль всегда и во всем равняется на Америку. Там появились феминистки, и тут же они появились в Израиле. Женщины стали проявлять независимость во всем. Они предпочитали платить за себя сами - и постепенно израильские мужчины к этому привыкли, и кое-кому это даже очень понравилось. Теперь "русские" женщины пытаются все вернуть на круги своя, но инерция столь велика, что это потребует немало времени.

Похоже, что он прав. Я знаю одну замечательную израильскую пару, которые являются партнерами вот уже семь лет. Они разведены, живут порознь, но все отпуска и уик-энды проводят вместе. За развлечения платят всегда поровну, Я спросила Эли, почему у него не возникает желания хотя бы раз побаловать Эсти - пригласить ее на уик-энд за свой счет?
- Если у меня такое желание и возникает иногда, я говорю себе: "Эсти зарабатывает вдвое больше меня - она руководит отделом в банке, у нее есть дети, и у меня дети, почему же я должен платить за нее?"

"Русские" - очень странные

29-летний Зеэв одинаково лоялен к репатрианткам из СНГ и родившимся в Израиле, он никому не отдает предпочтения. Его опыт общения с "русскими" невелик. У Зеэва было всего две подружки из России.

Обе были очень странными. Одна выгоняла меня спать в салон из-за храпа. Она могла пойти со мной в бар и на спор пить до потери созна-ния. При этом совсем не была алкоголичкой. В споре ей всегда было важно настоять на своем. До такой степени, что иногда ей не хватало терпения доспорить и она просто обзывала меня тупым ослом. А вторая была спящей красавицей. Ее было невозможно вытащить из дома. В 10 вечера она уже была в по¬стели. Больше всего она любила поспать. Может, это была своего рода болезнь - типа "полулетаргии"?

"Ищу серьезный вариант"

48-летний Мордехай большую часть жизни провел за границей, где работал от одной израильской фирмы. Он давно развелся с женой, а теперь, когда решил обосноваться в Израиле, хочет строить новую семью.

За границей у меня было много связей, но я понимал, что это временно, и не относился к ним серьезно, - говорит Мордехай. - Теперь другое дело. Я ищу жену. Причем "русскую". На израильтянке не женюсь под дулом пистолета - они все грубые, как мужики. А мне в доме нужна хозяйка - мягкая, женственная, красивая, без сигареты в зубах. "Русские" ближе всего к этому идеалу. За границей я познакомился с одной женщиной из Литвы, готов был привезти ее сюда, но она не захотела. У нее в Литве серьезный бизнес - есть что терять. И потом, она слишком самостоятельная, чтобы жить "при муже". Что мне мешает в "русских" - это их "маски". Они ни за что не скажут после первой встречи, понравился ты ей или нет. Они будут уверять тебя, что ты спешишь, а они к этому не привыкли, хотя ты вовсе не собираешься тащить их в постель после первой же встречи. Просто у нас принято говорить прямо: подходит - не подходит. Уроженки страны в этом смысле гораздо легче идут на контакт (я имею в виду вовсе не физическую близость, тут они как раз могут промурыжить мужика довольно долго). Просто это так очевидно - есть контакт или нет. Если нет, то зачем терять время, встречаться еще и еще раз? И еще, что мешает в "русских", так это то, что они никогда не скажут тебе в лицо всей правды. А я так устроен, что предпочитаю услышать правду, какой бы неприятной она ни была. Если я, скажем, хам - так скажите мне это прямо, а не прячьте правду в карман с фальшивой улыбкой. Что меня еще поражает в молоденьких "русских", так это их готовность спать с пожилыми состоятельными мужчинами. В Израиле на этом уже давно делают бизнес всевозможные своднические конторы. Последнее время вообще привозят с Украины 20-летних невест для 45-летних женихов. Здесь такой жених хоть и при деньгах, но кто на него посмотрит, а для этих девочек он - иностранец, богач. Вот и продают себя, дурехи.

Непреодолимая дистанция

50-летний Итамар предпочитает "русских" подруг Их у него за последние пять с половиной лет (с тех пор как он развелся с женой) было четыре. По словам Итамара, он готов жениться даже на нееврейке, но при условии, что это будет та самая, един¬ственная. Что ему мешает встретить эту единственную?

Моя первая подруга, ее звали Регина, не отличалась высоким интеллектом, - говорит Итамар. - В постели с ней было великолепно, а говорить не о чем. Когда мы спустя полтора месяца расстались, она плакала и не понимала, почему я принял такое решение.

Вторая - Елена - была интеллигентна и образованна. Все в ней Итамару подходило. Но она, по его мнению, была слишком са-мостоятельной и независимой.

Я не представляю ее на кухне, - говорит Итамар. - Конечно, я не ищу жену-домохозяйку, но все же...

Пока Итамар предавался сомнениям, Елена ушла к другому. Третья подруга, Марина, была с Украины. Она, по его мнению, была слишком скрытной.

Я человек прямой и предпочитаю, чтобы мне тоже все высказывали прямо в лицо, без обиняков. Пока я пытался разбить в Марине этот лед, мои чувства к ней успели остыть. Решение о расставании она восприняла спокойно. Я теперь вообще сомневаюсь в том, что она ко мне что-либо испытывала.

Четвертая, Света, по словам Итамара, была великолепна и в постели, и в общении. Она быстро приспособилась к израильской ментальности. Итамар мог рассказать ей любую шутку - она понимала все с полуслова. А вот он ее шуток не понимал. Они требовали дополнительных разъяснений - вся соль уходила. Света ушла от Итамара сама, обвинив его в эгоизме и неспособности "подставить плечо" в трудной ситуации.

Это была самая большая потеря в моей жизни за последние пять лет, - сокрушается Итамар. - Но удержать ее было невозможно. Если Света решила - это все, окончательно.

Я спросила Итамара, который не теряет надежды встретить ту самую единственную "русскую" женщину, - как он представляет себе совместную жизнь с ней, учитывая, что они - из разных миров. Разные ассоциации, разный опыт, разная ментальность...

Я думаю, что можно найти нечто среднее, попытаться соединить наши два таких разных мира. Во всяком случае я, со своей стороны, готов сделать шаг навстречу.

А готовы ли сделать такой шаг навстречу "русские" женщи¬ны? Об этом - как-нибудь в другой раз.

P.S. Интересно, какие ответы можно было бы получить сегодня, спустя еще десять лет?

Пройдёмся по библии.

Священной книгой христиан является Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета (урезанный и адаптированный для неевреев иудаизм) – около 80% Библии и Нового Завета (Евангелие Иисуса Христа) – около 20% Библии. Очень интересное наблюдение получается, библия повествует нам о жизни и истории становления евреев и мне весьма интересно какое она имеет отношение к Русским людям? Через еврейскую религию на вдолбили в голову не понятную терпимость и вечную покорность. «Ударили по одной щеке, подставь и другую» (от Матфея 5:39). Нас убивают, принижают, а мы стоим как стадо баранов). Нужно сказать об отношении христианства к богатству. Когда Христос вещает: «Не собирайте себе сокровищ на земле» (от Матфея 6:19) , то надо сразу думать, а Кому это выгодно? Евреи сами для себя христианством не пользуются, христианство – это их оружие по захвату и удержанию власти над другими народами. И христианское отношение к богатству и деньгам евреям очень выгодно.
Извините конечно что я напал на библию, но по моему мнению она чужда Русскому человеку, тем более это адаптированный вариант для гоев. Теперь я приведу несколько выдержек из библии, относительно евреев.

Сексуальные особенности евреев

У древних евреев были очень распространены педерастия, скотоложство и другие формы сексуальных извращений. Гомосексуализм присутствует в той или иной степени у всех народов, нравится это или нет. Но у всех народов гомосексуализм – это удел сексуальных меньшинств. У древних евреев гомосексуализм носил не только массовый характер, но и захватывал целые города полностью, как, например, города Содом и Гоморра.

В Содоме только один праведник Лот не занимался педерастией. Однако мораль этого «праведника» может нравиться только аморальным людям. Когда к Лоту пришли два ангела и жители Содома узнали об этом, то ВЕСЬ город сбежался и требовал у Лота этих ангелов выдать, чтобы ПОЗНАТЬ их (слово «познать» в Библии означает сексуально познать) (Бытие 19:1-5). И что же Лот? И сказал Лот: «Братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, ДЕЛАЙТЕ С НИМИ, ЧТО ВАМ УГОДНО, только людям сим не делайте ничего...» (Бытие 19: 7-8). Хорош Лот, добренький папочка, не правда ли? Вместо того чтобы защитить своих дочек, легко сдает их на поругание.

Близкородственное размножение у древних евреев также было весьма распространено. Легендарный Авраам, основоположник однобожия и основной ветви еврейского рода, женился на Сарре, которая приходилась ему сводной по отцу сестрой (Бытие 20:12), и далее, как опытный сутенер, устраивал себе хорошую жизнь, подкладывая свою сестру-жену в кровать фараону (Бытие 12:13-16) и царю Авимелеху (Бытие 20:2).

Две дочки Лота из города Содома не только жили половой жизнью со своим отцом, но и родили от него и дали поколение целым двум еврейским подродам: Моавитян и Аммонитян (Бытие 19: 30-38). Иосиф, женившийся на «непорочной деве» Марии, – её родной дядя. И т. д.

У древних евреев часто и педерастия и близкородственные связи соединяются вместе. В Библии (Бытие 9:20-25) описано, как Хам однажды увидел своего отца Ноя пьяным и голым и тут же что-то сделал с собственным голым папашей. А что сделал? И зачем в Библии это описано, ведь Библия – это не учебник по сексуальным извращениям, это книга истории еврейского народа. Видимо, эта история типична для евреев того времени. Проспавшийся от вина Ной, узнав, что сделал с ним Хам, с возмущением проклял … Как вы думаете кого? Хама? Нет, его сына Ханаана, который к этим делам отношения не имел. Такова еврейская справедливость. Одни делают, другие отвечают.

История сексуальных извращений и история евреев сильно пересекаются, если не сказать, что это одно и то же.

Сам еврейский бог весь еврейский народ называл народом содомским и гоморрским (Исаия 1:10). Ну что ж, еврейскому богу виднее, что за народ он создал.

Иудейское людоедство

У еврейского бога очень в ходу людоедство. Христос (а он еврей) своих учеников призывал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (от Иоанна 6:53-54, тоже от Марка 14:22-24).

В христианской церкви главным мистическим актом, на котором построено ритуальное богослужение, является эта же мерзостная людоедская традиция, называемая причастие – через претворение хлеба и вина в кровь и тело Христа, мысленно пить эту кровь и есть его тело. Без этого мысленного каннибализма не будет спасения, – так вещает христианство. Что это? Какая чудовищная дикость. Какая мерзость. Откуда тянется этот мракобесный обряд?

Всякий обряд имеет свою родословную. Этот обряд тянется от древнего мерзкого еврейского обряда вкушения крови убитого иноплеменного ребенка.

Если христианство приучает к мысленному людоедству, то иудаизм учит настоящему людоедству. Отношение иудеев к арийской крови носит мистический характер. Арийскую кровь употребляют не только высшие иудейские масоны, но и рядовые члены секты хасидов – наиболее ортодоксальных последователей Талмуда. Не могут обойтись без арийской крови и представители голубой педерастической крови. Хотя Ветхий Завет Библии является адаптированным и смягченным вариантом Талмуда, тем не менее в Библии сохранены прямые указания на этот зверский обычай жидов. «Вот народ как львица встает и как лев поднимается; не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых» (Числа 23:24). Сколько существуют евреи, столько они занимаются этим сатанинским зверством. О безконечных фактах жидовских преступлений, связанных с истязанием, ритуальным убийством арийских детей и использованием их крови, написана брошюра самим Владимиром Ивановичем Далем (62), великим ученым, чья научная основательность и скрупулезность не может вызывать ни малейших сомнений.

Все эти чудовищные преступления жидов делаются на сатанинский праздник пасху. Детей отлавливают, зверски мучают и истязают, наслаждаясь их мучениями. Далее протыкают всё тело ребенка специальными ритуальными отвертками, часто сдирают кожу и сливают его кровь. После эту кровь используют в ритуальных целях, и в частности добавляют в пасхальную мацу (опресноки) (62). После изувеченные и изуродованные тела убитых детей выбрасывают. Именно из-за этих безконечных фактов «бедных и несчастных» жидов резали и давили всю человеческую историю (62). Именно из-за этих преступлений ненавидят жидов антисемиты и «проклятые фашисты».

Прочтём Талмуд.

Шовинизм и расизм евреев уникален. Евреи – единственный в мире народ, имеющий такую религию, где они – высший богоизбранный народ, а все другие народы – это низшие животные, с которыми можно поступать как угодно и нельзя обращаться как с равными себе.

Иудаизм задается священной для иудеев книгой – Талмудом. Талмуд состоит из 52 томов, из которых на гойские языки, и то с сокращениями и с отсевом наиболее нежелательных мест, переведено всего 6 томов. Остальные 46 томов известны лишь верхушке левитов высоких ступеней посвящения и то не всё сразу. О знакомстве с такой, например, тайной книгой, как «Иббур», мечтают многие раввины низших ступеней. Для нас весь Талмуд разбирать нет смысла. Главное – понять его суть.

    Возьмем несколько цитат из «Талмуда» (16):

    «Подобно тому, как человек превосходит животное, евреи превосходят все народы на земле».

    «Одни евреи достойны названия людей, а ГОИ (неевреи, арии), происходящие от злых духов, имеют лишь право называться свиньями».

    «Запрещается относиться с жалостью к тем, кто не имеет разума (к гоям)».

    «Имущество нееврея подобно покинутой вещи, его настоящий владелец еврей, который первый его захватит. И это справедливо, ибо Бог дал евреям власть над жизнью и имуществом других народов».

    «Их жизнь (гоев, йогов-арийцев), о, еврей, в твоих руках, тем более их деньги».

    «Бог приказал евреям давать гоям деньги взаймы, но давать их не иначе как под проценты, следовательно, вместо оказания этим помощи, мы должны делать им вред, даже если этот человек может быть нам полезен, тогда как относительно еврея мы не должны поступать таким образом».

    «Лицемерие допустимо в том смысле, что еврей должен казаться вежливым относительно нечестивых, пусть оказывает им почтение и говорит: «Я вас люблю». Это дозволено лишь в том случае, если еврей имеет нужду в нечестивом или имеет основания его опасаться; в противном случае это является грехом».

    «Запрещается возвращать гою им утерянное; возвращающий гою потерянное не найдет милости у бога».

    «Там, где написано «Не делай вреда ближнему», не говорится «Не делай вреда гою».

- «Произнося клятву, про себя можно оговорить такие условия, при которых клятва не будет действительна. Талмуд разрешает поступать таким образом всякий раз, когда какая-либо гойская власть требует от еврея принятия клятвы».

    «Еврей совершает доброе дело, когда убивает вольнодумца, неверующего, который отрицает учение Израиля, равно и того, кто сделался гоем».

    «Что касается Талмуда, то мы признаем его безусловное превосходство над Библией Моисея».

    «Еврею можно бросить кусок мяса собаке, но отнюдь не дарить его христианину, так как собака лучше христианина».

    «Проходя мимо разоренного храма гоев, каждый еврей обязан произнести: «Слава тебе, господи, что ты искоренил этот дом идолов»».

- «Еврей всегда вправе нападать на христианина и убивать его вооруженною рукой. Евреи, которые благодаря положению, ими занимаемому, имели бы к этому возможность, настоятельно обязываются предавать публичной казни всех христиан под тем или иным предлогом».

- «Лучший из гоев достоин смерти» (Абода зара, 26, в Тосафот).

- «Мужчина может делать со своей женой всё , что ему нравится, как с куском мяса от мясника».

- «Игнорирующий слово раввина подлежит смерти» (трактат Эрубин, 21:2).

И так далее и тому подобное. Кому интересно то могут почитать Истархова В. А. (с) За основу была положенна его книга " Удар Русских Богов". В книге он делалает упор, на связь комунизма и евреев, а так же призывает к ведичеству. Я же собственно акцентировал внимание на отношение евреев к гоям.

(Израиль)

В ответ на спорное высказывание советника министерства финансов, д-ра Ави Симхона, сравнившего репатриантов из бывшего СССР с суданскими нелегалами, проще всего потребовать его немедленной отставки, объявить высокопоставленного сотрудника минфина врагом сионизма. А можно задаться вопросом: как могло случиться, что миллион человек, прибывших сюда в течение двадцати последних лет в полном соответствии с Законом о возвращении, в глазах многих старожилов и уроженцев страны остаются абсолютными чужаками, якобы приехавшими в Израиль исключительно для того, чтобы использовать эту страну в своих целях и пить водку до посинения при любой возможности?

На этот вопрос (и это предсказуемо) нет однозначного ответа. Но ясно одно: грубое обобщение, превратившее миллион человек, приехавших в страну, в "русских", несправедливо по отношению к огромному числу людей. Речь идет об абсолютно разных людях, прибывших из 15 разных стран, которые входили в прошлом в состав Советского Союза, занимавшего шестую часть суши.

Есть среди них (среди этого миллиона "русских") евреи, мечтавшие всю свою жизнь поселиться на Cвятой земле, говорившие в доме на идише - тихо, чтобы никто не услышал; есть люди, которые выросли в смешанных семьях, но с волнением и любовью относились к еврейской традиции и культуре; есть те, кто, не являясь евреями по Галахе, приняли решение связать свою судьбу с еврейским народом и его государством (многие из них стремятся пройти гиюр во время службы в армии).

И действительно - есть те, на которых указал д-р Симхон. Те, кто вспомнили, что у них есть еврейский дедушка в очереди в пустой московский гастроном в конце 1980-х и эмигрировали в Израиль исключительно для того, чтобы ежедневно есть колбасу, запивая ее изрядной порцией алкоголя, которая могла бы свалить беговую лошадь. Этих ребят ничем не проймешь: они будут продолжать напиваться, как свиньи, делать антисемитские замечания (за закрытой дверью) и класть на всех нас с прибором.

Очень жаль, что об этом ничего не сказал в своем интервью доктор Симхон. Тогда можно было бы обойтись без последующих извинений.

Израиль - страна уникальная во многих отношениях. Начать с того, что еврейское государство возникло 3 тыс. лет назад, через тысячу лет прекратило существование и опять появилось на карте мира только в середине двадцатого века. Здесь были построены древнейшие города, на этой земле коренятся истоки европейской культуры и цивилизации. А старый город (old town) в Иерусалиме был, есть и, надеемся, останется священным местом для трёх мировых религий: христианства, ислама и иудаизма. При такой истории и богатом духовном наследии Израиль - вполне современное развитое государство с довольно высоким уровнем правовой и социальной защищённости населения. Учитывая перспективы, многие русские рассматривают Израиль как возможное место жительства в будущем. Однако в сфере иммиграционного законодательства опять проявляется уникальность страны, стать гражданином которой доступно не всем.

Немного статистики

По официальной информации израильского парламента, кнессета, более четверти населения страны - иммигранты. Ещё выше процент приезжих среди трудоспособных жителей. Согласно статистике, с момента основания Израиля в 1948 году в страну иммигрировали более трёх миллионов евреев. При этом новые граждане прибывали «волнами»: 1948–1951 годы, вторая половина 70-х годов, начало 90-х, когда в страну репатриировались 400 тыс. евреев. А всего с конца 1980 годов до настоящего времени количество эмигрантов превысило 1,5 млн человек. За последние 10 лет отмечен рост эмиграции из промышленно развитых стран, таких как Германия, США, Австрия и Канада. В то же время немного снизилось количество иммигрантов, прибывших в Израиль из стран бывшего СССР. Что касается эмиграции из Российской Федерации, то по данным министерства внутренних дел и министерства абсорбции (российская ФМС) с 1990 по 2000 год в Израиль уехало примерно 300 тыс., а за следующее десятилетие - более 200 тыс. человек. Официальных данных за последние годы не публиковалось, но некоторые аналитики отмечают существенный рост эмиграции из России, в том числе и в Израиль.

Приведённые цифры включают в себя всех лиц, переехавших в страну. Однако иммиграционная политика Израиля такова, что количество не евреев в общей массе новых граждан крайне мало - меньше 3%.

Жизнь израильтян

Основой благосостояния жителей Израиля стала, во-первых, ориентация на научные разработки и их внедрение во все сферы экономики. Во-вторых, иностранные инвестиции, которые составляют более 10 млрд долларов в год, что для страны с населением 8 млн человек - довольно внушительная сумма. И, в-третьих, интенсивный высокопроизводительный труд. Результат не заставил себя долго ждать: за 60 лет развития, начиная буквально с нуля, Израиль вышел на передовые позиции в мире во многих областях: науке, образовании, медицине, сельском хозяйстве и др. Соответственно вырос и уровень благосостояния населения. Самым ярким показателем этого является продолжительность жизни. В настоящее время она самая высокая в мире и составляет для мужчин 78,9 года, а для женщин - 82,4 года. Огромное внимание государство уделяет развитию медицинской сферы, которая по квалификации занятого в ней персонала и по обеспеченности самой современной техникой конкурирует с признанными мировыми лидерами - США и Германией. Также на ведущих позициях находится Израиль и в сфере образования. Он занимает второе место в мире (после США) по количеству выпускников университетов на тысячу населения. А израильские дипломы об образовании высоко котируются и принимаются безо всяких дополнительных подтверждений.

В Израиле действуют более шестидесяти университетов и академических колледжей, в которых обучаются около 300 тыс. студентов.

Уровень жизни

Учитывая интенсивное развитие государства Израиль, здесь несложно найти достойно оплачиваемое занятие. Уровень безработицы уже долгое время стабильно держится в районе 5%. Однако следует иметь в виду: безработные в стране имеются не по причине отсутствия работы вообще, а потому, что они ищут более квалифицированную и высокооплачиваемую форму занятости. По данным Центрального статистического бюро, средний уровень ежемесячного дохода трудящихся в Израиле в конце 2015 года достиг 10100 шекелей (более 2500 долларов США). Учитывая уровень цен в стране, можно утверждать, что уровень покупательной способности весьма высок. Для сравнения, он на 50% превышал покупательную способность в Российской Федерации перед кризисом 2014 - 2015 годов.

Покупательная способность населения - количество товаров и услуг, которое население способно приобрести в соответствии с имеющимися у людей денежными средствами.

Заработка среднего израильтянина вполне достаточно для аренды квартиры, изобильного - и даже более - питания, повседневных трат, приобретения примерно через 10 лет собственного жилья, а также одного-двух путешествий в Европу или Америку в год. Так же, как и в России, в Израиле существует минимальная зарплата. Но в отличие от МРОТ РФ на эту зарплату можно достойно жить.

Молодёжь и пенсионеры

Давайте поговорим о детях и пенсионерах. То есть о тех, кого у нас часто называют малозащищёнными слоями населения. Только для Израиля это определение подходит меньше всего. Социальная политика выстроена таким образом, что, с одной стороны, побуждает как можно больше работать, с другой стороны, не поощряет иждивенчества. Чем больше работает каждый, тем быстрее развивается и богатеет вся страна, и возвращает своим гражданам полученные налоги в виде хороших дорог, бесплатных школ и детских садов, медицины, различных пособий, выплат и т. д. Это, конечно, не изобретение израильтян, но в отличие от многих других стран здесь это работает!

Дети в Израиле являются национальным достоянием. И это - не метафора, а законодательно закреплённая программа правительства. Поэтому всё, что необходимо ребёнку начиная от предметов первой необходимости и заканчивая образованием, можно получить бесплатно. Детская смертность очень низкая, и по этому показателю Израиль один из лидеров в мире. Огромные усилия государство направляет на физическое и интеллектуальное развитие детей. В каждом парке или торговом центре имеются прекрасно обустроенные уголки. На улицах городов через каждые 100–200 метров вы найдёте предназначенные для детей площадки. Вряд ли когда-нибудь вы увидите дерущихся израильских деток. Нет, конечно, стычки бывают, от этого никуда не деться в любой стране мира, но конфликтующую пару сразу же успокоят. И не взрослые, а такие же дети!

Молодёжь начинает приобретать специальность ещё в школе. Потом следует обязательная для всех граждан Израиля как мужского, так и женского пола, служба в Армии обороны. Мужчины служат 3 года, женщины - 2. Дальше молодые люди или идут работать, или продолжают образование. Это можно сделать как в платных учебных заведениях, так и в бесплатных. Причём качество образования и квалификация молодого специалиста будут одинаковы.

У молодёжи в Израиле есть традиция - после армии какое-то время проводить в путешествиях по всему миру. Эту традицию стараются поддерживать все, светские и религиозные, живущие в городах или кибуцах. Естественно, насколько позволяют кошельки родителей.

Пенсионный возраст в стране составляет 67 лет для мужчин, 62 года для женщин. Пенсию получают все лица, достигшие соответствующего возраста, независимо от того, как и сколько они работали до того. Только размер пенсии у тех, кто работал официально и уплачивал все положенные взносы, будет значительно выше. Однако пенсия не может быть ниже установленного законом минимума, вполне достаточного для обеспеченной старости. Поэтому часто пожилые люди коротают время в кафе, общаясь с такими же пенсионерами. Здесь нельзя не упомянуть об израильских аналогах российских домов престарелых. Это государственные или частные учреждения, куда по своей воле переезжают многие пожилые люди. И отношение общества к этому совершенно нормальное и адекватное. Дело в том, что израильские дома престарелых больше похожи на четырехзвёздный отель с соответствующим сервисом (уходом). И старикам в них зачастую лучше в коллективе себе подобных, чем существовать в одиночестве. Но где бы ни проживал пожилой человек, в случае, когда ему трудно или невозможно ухаживать за собой, государство прикрепляет сиделку (гида), оплачивает её услуги. Кроме того, пожилые люди носят специальные браслеты, посредством которых при необходимости можно вызвать скорую помощь.

Женщина в израильском обществе

Многих интересует, как живётся в Израиле женщинам. Скажем так: не хуже, чем мужчинам. У евреев всегда было особенное отношение к женщинам. Издревле именно они, а не мужчины, являлись носителями идентичности нации. И в настоящее время в Израиле евреем по крови считается только тот, у кого мать - еврейка. Поэтому уровень правовой и социальной защиты женщины, а тем более матери, очень высок. Например, любой мужчина, поднявший руку на женщину, оказывается в тюремном заключении без долгих разбирательств. Доходит до того, что мужчины начинают роптать, оказавшись бессильными против ложных обвинений недобросовестных подруг. И уже не раз в кнессете обсуждали вопрос об устранении «излишков» в законодательстве в пользу женщин.

Несмотря на то что средняя зарплата женщин в целом на 10% меньше, чем у мужчин, это не говорит о какой-либо дискриминации. За одну и ту же работу и женщины, и мужчины получают одинаково. Просто женщины в Израиле чаще соглашаются на менее квалифицированную, но и менее доходную работу, так как больше вынуждены отвлекаться на семью и детей. Однако государство вполне компенсирует меньший доход пособиями и дотациями.

В полиции Израиля свыше 30% женщин. Причём на патрульной службе их даже больше, чем мужчин. Один и руководителей полиции - женщина, генерал-майор Инна Вульф. Кстати, выходец из бывшего СССР.

Русские эмигранты в Израиле

Слово «русский» в Израиле и России означает разные вещи. В РФ русским является человек, чьи родители, или в крайнем случае отец, были русскими. В Израиле русский - это лицо любой национальности, в том числе и еврейской, говорящее по-русски. Поэтому, когда вы услышите или прочтёте, что в Израиле 2 млн русских, имейте в виду - речь идёт о русскоязычных евреях. Однако имеются здесь и этнические русские, количество которых составляет больше 200 тыс. человек. Это следующие категории:

  1. Православные христиане, переселившиеся на Святую землю до революции или сразу после неё. Их потомки уже редко говорят по-русски и полностью интегрировались в израильское общество.
  2. Граждане Советского союза русской национальности, исповедовавшие иудаизм. Они общинами переезжали сначала тайно в Палестину, потом, в 80-х годах прошлого столетия, уже открыто - в Израиль. Сейчас живут преимущественно в кибуцах.
  3. Члены семей евреев - репатриантов.
  4. Иммигранты, получившие право на работу или гражданство - очень малочисленная группа.
  5. Лица, нелегально проживающие на территории государства Израиль.

Официальной статистики по этим группам населения не имеется, однако из доклада Министерства внутренних дел следует, что русскоязычные мужья и жены репатриантов составляют около 7% от их общего числа, то есть, около 35 тыс. человек. Ещё 6 тысяч этнических русских приобрели гражданство или право на постоянное проживание в Израиле. Противоречивы данные о нелегалах - по разным источникам их количество составляет от 8 до 23 тысяч. В 2011 году фонд «Эрец Исраэль» провёл исследование национального состава иммигрантов и их возраста. В таблице приведены только данные, относящиеся к прибывшим из РФ.

Таблица: возрастная структура мигрантов из Российской Федерации в Израиль в 1990–2010 годах

* данные приводятся в процентном соотношении

Из приведённых данных видно, что средний возраст прибывших из России в Израиль мигрантов уменьшился в основном за счёт лиц пенсионного возраста. В то же время возрос процент детей и молодёжи.

Где лучше жить

Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос. Здесь всё зависит от самого мигранта, его менталитета, устремлений и, конечно, финансовых возможностей. Если человек, приезжая в Израиль, имеет твёрдое намерение интегрироваться в общество, изучить язык, официально работать и т. д., тогда ему по большому счету всё равно, где обосноваться. В этом случае определяющими будут другие факторы. Например, стоимость жизни. Если цена продуктов, одежды и прочих необходимых вещей во всех магазинах на территории Израиля примерно одинакова, то цены на аналогичное жилье в Иерусалиме и каком-нибудь маленьком городке будут отличаться в несколько раз. Немаловажно и местонахождение работы. Несмотря на то что здесь прекрасно развита инфраструктура, в последние годы в крупных городах - Иерусалиме, Тель Авиве, Хайфе - появились транспортные заторы. Поэтому разумно выбирать место жительства рядом с работой. Так, собственно, поступают сами израильтяне, у которых нет сильной привязанности к квартире или дому, как в России. Главное для них - работа!

Протяжённость автомобильных дорог высокого качества около 20 тыс. км. Для страны, размеры которой составляют примерно 450 на 130 км, это выдающийся результат.

Однако не все эмигранты из России прикладывают достаточно усилий для изучения иврита. Причины тому разные - и нежелание сильно напрягаться, и отсутствие времени. Да и способности у всех разные. В таком случае рекомендуем приобрести или арендовать жильё в местах, где концентрация русскоязычного населения максимальна. Перечислим основные из них:

  1. Хайфа. Это город на севере Израиля, третий по величине в стране после Иерусалима и Тель Авива. Промышленная столица страны. Стал центром иммиграции 90-х. Здесь можно найти недорогое жильё, достаточно работы.
  2. Бат Ям. Город в 10 минутах езды к югу от Тель Авива. Население 150 тыс. человек, из них евреев меньше 84%, что для Израиля очень мало. Здесь живёт много выходцев из стран бывшего СССР, но также и много беженцев из Африки. Считается, что это самый весёлый город страны, где круглосуточно кипит жизнь на набережной Бен Гурион. Бат Ям привлекает низкими ценами на недвижимость, а также большими возможностями в плане работы, которые обусловлены близостью таких промышленных центров, как Тель Авив, Ришон ле Цион и Холон.
  3. Для тех, кому близка социалистическая идея, лучшим решением может оказаться кибуц - своего рода коммуна, в которой, коротко говоря, всё общее. Кибуцей в Израиле сотни, среди них имеются и русскоязычные.

Видео: особенности жизни в кибуце

Существует ли русская диаспора

Следует отметить, что русской диаспоры в её классическом понимании в Израиле не существует. Дело в том, что подавляющее большинство иммигрантов - евреи, а того незначительного количества этнических русских (украинцев, белорусов и др.) явно мало для создания каких-либо социальных институтов, поддерживающих и развивающих их общность и идентичность.

В 30 км от столицы Израиля Иерусалима находится древнейший город на Земле - Иерихон. Его возраст превышает 10 тыс. лет.

Сабры и гои

Сабры (ивр. цабар) – коренные жители Израиля, те, которые родились на Земле обетованной. Это понятие часто противопоставляется другому - гой, то есть, не еврей. Причём не являются евреями как лица других национальностей, в том числе и русские, так и этнические евреи, не соблюдающие религиозные правила. Согласно израильским законам, все граждане государства имеют равные права независимо от этнического происхождения. Такие же права, кроме избирательных, имеют и другие лица, законно проживающие на территории Израиля. Но это только в теории. На практике не евреи могут столкнуться с проблемами при приёме на работу, при обращении в госорганы и некоторыми другими. Дело в том, что в стране очень сильно влияние религиозных групп - ортодоксов и ультраортодоксов, которые всеми силами пытаются протолкнуть через кнессет идею еврейского государства. И если на бытовом уровне вряд ли можно столкнуться с проявлением национализма, то при контактах с органами власти - вполне вероятно.

Чего же можно ожидать в будущем? Все зависит от того, какие партии будут иметь большинство в парламенте. Так, если 60 лет назад в кнессете было 18 религиозных депутатов, то в настоящее время их уже 40. Но этого недостаточно, чтобы принять законы, которые могут существенно ограничить права гоев. И не факт, что даже в случае победы ортодоксов на парламентских выборах такие законы появятся скоро. Ведь известно, что палестинский вопрос решается уже почти 70 лет, но без особого успеха.

В Израиле до сих пор нет Конституции, хотя на каждых выборах в кнессет кандидаты в депутаты обещают избирателям её принять. И каждый состав парламента откладывает этот акт, оставляя его на усмотрение следующих депутатов.

Информация «из первых уст»: отзывы мигрантов

Для того чтобы более полно представить себе, какова жизнь в Израиле, предлагаем вашему вниманию отрывки из бесед автора с тремя нашими бывшими соотечественниками. Итак, Владимир, 52 года, проживает в Бат Яме:

Я русский, и никуда не собирался из России, но заболел ребёнок. Врачи посоветовали морской климат. Тогда жена - она еврейка - предложила временно переехать в Израиль, а после лечения, если не понравится новая жизнь, вернуться. Приехали в 1996 году, сын давно выздоровел, отслужил в армии, окончил университет, женился, родил внучку, а мы все ещё живём здесь. Гражданство получили давно, жена по алие (государственной программе репатриации - прим. автора), а я как муж гражданки Израиля. Иврит знаю хорошо, также могу читать и писать. У жены с языком намного хуже, так как она работает в парикмахерской с русскоязычными клиентами и просто не имеет необходимой практики. Работаю экспедитором. Зарплата 20 тысяч шекелей на двоих, официальная, то есть, со всем налогами и страховками. Собственной квартиры не имеем, но в России купили аж 3, сдаём в аренду. Израиль знаю неплохо, но не любитель путешествовать. За двадцать лет раза три был в Иерусалиме, пару раз на Мёртвом море… Но каждое лето в отпуск уезжаю в Ставрополь, где остались родственники. Жена в это время отдыхает в Австрии или Швейцарии. После того, что случилось с курсом доллара в России в прошлом году (2013 - прим. автора), подумываем продать квартиры и забыть о возвращении в РФ.

Теперь отзыв Марка, 26 лет, проживает в Хайфе:

Меня родители привезли в Израиль 15 лет назад. Семья чисто еврейская, но не религиозная. Окончил школу, отслужил три года в армии, получил профессию авиационного техника. После этого уехал в Канаду, где отдыхал и развлекался и изучал английский язык два года. Сейчас работаю в аэропорту Бен Гурион. Зарплата хорошая, 16 тыс. шекелей, но работа очень тяжёлая - приходится выходить и ночью, и в Шабат (суббота, день, когда евреям нельзя работать - прим. автора). Да и ездить далековато - около 100 километров. Подумываю о работе в Хайфе, в порту. Зарплата, конечно, меньше, но больше свободного времени на обучение, так как хочу получить специальность веб-дизайнера. Жениться пока не собираюсь. Планы на жизнь: года три поработаю, наберусь опыта в программировании и поеду на заработки в США или Канаду. Там доходы повыше.

Наконец, Натан, 64 года, только что приобрёл квартиру в Петах-Тикве, промышленном пригороде Тель Авива:

В советские времена занимал довольно высокую должность. Но как только началась перестройка и приоткрылась калитка для выезда из СССР, сразу переехал в Израиль по программе репатриации. Язык изучил ещё будучи в Москве, в ульпане (школа иврита - прим. автора) при синагоге. По специальности - а я биолог - работать не стал. После службы в армии несколько лет был международным наблюдателем по линии ООН в горячих точках. Потом организовал фирму и возил туристов по местным достопримечательностям. Сейчас в частном порядке занимаюсь медицинским туризмом. Работаю с восьми утра, а то и раньше, и до девяти вечера. Доход до 4–5 тыс. долларов, но это после 10 лет раскрутки бизнеса. А раньше месяцами не было клиентов. Несколько лет назад развёлся с женой, но остались хорошими друзьями. Отличные отношения с дочкой. Жизнью доволен, только единственное пожелание - работу полегче. Почти каждый год летаю в Москву - у меня там сестра осталась. Всё пытался перевезти её в Израиль, но она никак не хочет. Ну, у каждого своя дорога… А я надеюсь, что все самое лучшее - ещё впереди.

Видео: кому в Израиле жить хорошо

Разные люди, разные судьбы… Но объединят интервьюируемых отсутствие какого-либо сожаления от того, что они живут в Израиле. Даже молодой человек Марк, собирающийся в Америку, едет только на заработки, а не с целью эмиграции. Наверное, это показательно.

Плюсы и минусы жизни в Израиле для русских

Если вы рассматриваете Израиль в качестве вероятного места иммиграции в будущем, полезно будет оценить все его основные преимущества и недостатки. Сразу оговоримся, что русские здесь - это русскоговорящие всех национальностей, только с одним условием: они приобрели право законного проживания и работы на территории государства Израиль. Итак, чем же может быть хороша жизнь в Земле обетованной для русских?

Плюсы:

  1. Климат и экологическое благополучие. В этой стране имеется широкий выбор места жительства в зонах с разными природными условиями - от влажной средиземноморской до сухой пустынной или высокогорной. При этом в воздухе и воде содержится пренебрежимо мало вредных для человека веществ.
  2. Безопасность. Крайне низкий уровень преступности, в том числе уличной. Во всех городах Израиля можно спокойно выпускать на улицу детей для прогулки в любое время суток.
  3. Демократия и высокая развитость гражданского общества - последнее первично по отношению к государству.
  4. Приоритет законов. Наверное, не для всех русских, учитывая их менталитет, это плюс. Однако законопослушание необходимо для развития общества и государства, и к нему быстро привыкаешь.
  5. Высокий уровень жизни.
  6. Развитая инфраструктура - дороги, транспорт и другие коммуникации, а также обилие рекреационных зон.
  7. Передовая медицина и социальное обеспечение.
  8. Забота государства о детях, женщинах, стариках.
  9. Высокий образовательный и культурный уровень.
  10. Самая высокая в мире концентрация исторических и религиозных памятников.
  11. Толерантность и миролюбивость израильтян, их желание и умение договариваться по любым спорным вопросам.

Минусы:

  1. Очень жаркое лето и сильные ветры, порой с песком, зимой.
  2. Страна пребывает в состоянии войны с радикальными палестинскими организациями, поэтому вероятны теракты.
  3. Усиленные меры безопасности и проверки при входе в любое мало-мальски значимое заведение.
  4. Обязательность изучения иврита.
  5. Сильное влияние религии и религиозных организаций на жизнь общества и политику.
  6. Необходимость интенсивной работы.
  7. Высокие цены на недвижимость в крупных городах, обусловленные нехваткой земли.
  8. Изолированность страны. Границы с Египтом, Иорданией, Сирией и Ливаном фактически закрыты, а во все другие страны можно попасть только на самолёте.

10 необычных фактов для русского в Израиле (видео)

Итак, что же можно в итоге сказать об Израиле для русских? Приятная во многих отношениях страна, где людям, в том числе и русским, живётся не лучше и не хуже, чем в большинстве высокоразвитых стран мира. Общество достойных людей, которых две тысячи лет вынужденной эмиграции и гонений научили быть умными, сильными, достойными и гостеприимными. Поэтому выбор Израиля как страны для иммиграции можно считать вполне удачным.

Я в Израиле недавно – еще и полутора лет не прошло. Я не приплыла сюда на гребне волны репатриации, как большинство наших, приехавших двадцать лет назад. Я без волны, сама по себе, приехала не алию совершать, а жить с любимым человеком.

Больше скажу: до того, как я познакомилась с тем, кого сейчас называю своим мужем, я совершенно не планировала эмигрировать в Израиль. Как-то не задумывалась об этом, хотя в Москве мой круг общения состоял в основном из евреев – либо тех, кто так же не собирался совершать алию, либо наоборот, тех, кто вернулся жить в Россию. Все ругали Москву, а кухонные разговоры вечно крутились вокруг эмиграции в Европу – в Европу, не в Израиль. Те, кто вернулся оттуда, очень уж неодобрительно отзывались об исторической родине. И работы-де там нет, и все, мол, друг друга обманывают, и вообще все плохо. Много масла в огонь подливали мои родители, очень категорично настроенные против Эрец Исраэль. Мама, например, считала, что большинство новых репатриантов скатывается по наклонной плоскости в ортодоксальный иудаизм и вскоре после приезда начинает носить либо кипу, либо платочек на голове.

Понятно, что, когда я внезапно полюбила гражданина Израиля, я залезла на самую высокую в Москве колокольню и смачно плюнула оттуда на все негативные отзывы и добрые советы. Меня многое держало в столице – мама, родственники, друзья, друзья моего ребенка, любимая работа. Но такой уж я идиот-романтик и женщина-декабрист: подхватила ребенка и полетела. Навстречу своему счастью, как выяснилось чуть позже.

Но счастье – это дело личное, а репатриация – общественное. Каждый новый репатриант едет сюда с определенными ожиданиями и чаяниями, и каждый неминуемо сталкивается с какими-то национальными неожиданностями. У меня никаких ожиданий не было вообще. То, чем меня стращали, не сбылось: работу я нашла быстро (сначала не по специальности (поваром), а потом – ту самую, которой посвятила себя еще в Москве (режиссером), в религию не ударилась, каким-то глобальным обманам до сих пор не подверглась. Но некоторые особенности этой страны меня таки да удивили. Я не претендую на уникальность взгляда (понятно, что каждый взгляд уникален, однако все мы тут в одной связке, и все впечатляются более или менее одним и тем же), но все-таки список израильских чудес, который у меня получился, – субъективный. Здесь же все играет роль: возраст, образование, прошлый жизненный опыт. Кое о чем хочется сказать развернуто, а о другом – кратко. В общем, вот он, этот список – израильских особенностей, которые меня немало удивили.

Первое: красота израильских мужчин
Какая девушка не мечтает о пушистых, длинных, бархатных ресницах? Всякая мечтает. Однако, попав в Израиль, эта девушка понимает, что бархатные ресницы в мире распределены крайне несправедливо. Сразу видно, что Б-г очень любит народ Израиля, особенно его мужчин, потому что длинные, прекрасные, густые ресницы достались именно им.

Первые два месяца жизни в Иерусалиме у меня не проходил шок от того, какое количество писаных красавцев меня окружает. На улицах, в автобусах, в магазинах – повсюду крепкие, плечистые молодые мужики с большими волосатыми руками, стройными ногами, бритыми черепами, как у Брюса Уиллиса. И у всех – взгляд с поволокой и ресницы, ресницы…

Удивительно, но оказалось, что еврейский мужчина в диаспоре и еврейский мужчина в Израиле – это как будто два разных биологических вида. Тощенькие, миниатюрные кадыкастые мальчики со скрипкой здесь, на этой земле, превращаются в сильных и здоровых спортсменов. В подавляющем большинстве – выше среднего роста. Я не смыслю в биологии, но предполагаю, что это – потомки еврейских крестьян, сионистов, приехавших покорять Палестину в двадцатые годы прошлого века. В России я видела сибирских евреев: все они, и мужчины, и женщины, были высокими, сильными, словно вытесанными из грубого камня. Видимо, здесь за три четверти века с еврейскими мужчинами произошла та же благоприятная перемена.

Конечно, через два-три месяца мое трепетное девичье сердце к этим красотам привыкло. К хорошему, как известно, быстро привыкаешь. Но до сих пор всякий раз, когда я, замужняя девушка, встречаюсь глазами с еврейским мачо, с трудом отвожу взгляд.

Второе: гопники
Или, как их в последние годы принято называть – быдло. Только я этого слова не люблю. Однако как их ни называй, гопники в Израиле все-таки есть, причем в немалом количестве. Когда я столкнулась с этим явлением, то была поражена до глубины души. Представьте себе: девочка, выросшая в рафинированной московской интеллигентной среде, где все евреи были либо врачами, либо профессорами, либо музыкантами, приезжает на историческую родину, и вдруг оказывается, что евреи вовсе не в полном составе обременены интеллектом. Многие из них могут говорить (и говорят!) «ложить» вместо «класть» и «позвОнишь» вместо «позвонИшь». Перед шабатом они покупают пиво и семечки в русском магазине и лузгают их, сидя вечерком на лавочке, обсуждая прохожих.

Поначалу я столкнулась с простым людом в среде коренных израильтян (например, соседей по дому), и долгое время считала, что цвет местной интеллигенции составляют выходцы из бывшего Союза. Ведь именно они в массе своей посещают поэтические вечера, на которых мы с мужем бываем, именно на них я обращала внимание в залах на концертах классической музыки. Однако мои русскоязычные знакомые дружно взялись меня переубеждать: по их версии выходило, что местные «русские» в большинстве своем не относятся к касте интеллектуалов. Напротив, люди, прожившие здесь больше десятка лет, завоевавшие определенное положение в обществе, стремятся селиться вдали от своих русских собратьев, потому что… стесняются их! Я не верила. Ровно до тех пор, пока не побывала в израильских городах, которые традиционно считаются «русскими». Там я увидела все своими глазами и, признаться, расстроилась. Хотя разрушение иллюзий – это всегда полезно. Кроме трезвого взгляда на жизнь я обрела толерантность. Например, одна из моих хороших подруг постоянно говорит «ложить», потому что она выросла в деревне. И я ее ни разу не поправила, поскольку главное в человеке – все-таки что-то другое, а не правильная русская речь.

Третье: расслабленность
Разумеется, израильская расслабленность тянет на тему для диссертации. Израильтяне – народ, конечно, по-восточному суетливый и сумасшедший, да и Иерусалим – абсолютно безумный город. Однако вся эта суматошность – поверхностна. На самом деле этому народу хорошо известно главное правило жизни: расслабься и получай удовольствие.
Здесь не стесняются ходить по улицам в домашних тапочках и чуть ли не в пижамах. В израильских отделениях знаменитых на весь мир модных брендов ассортимент сильно отличается от европейского. Только здесь продается такое количество мягких широких штанов и кофт-размахаек, только здесь продается такое количество шлепанцев. Я знаю, почему так: почти все израильтяне (или не они сами, а их родители, бабушки-дедушки) приехали в эту страну из других мест. Вернулись на родину, домой, из изгнания. А что делает человек, попав домой? Расслабляется. Какую одежду он носит? Домашнюю. То-то и оно.

Впрочем, расслабленность касается не только внешнего вида израильтян. У меня создалось такое впечатление, что серьезные деловые вопросы здесь тоже решаются, исходя из принципов здорового пофигизма. Или не очень здорового. По крайней мере, я точно никогда не скажу, что пунктуальность и обязательность – отличительные черты моей нации. И – обманывают, да. Работодатель обманывает работника, работник ворует у шефа, торговцы нагревают покупателей, и далее по кругу. Мне везет, как я уже говорила, но по общему ощущению того, что творится вокруг, весь Израиль – это такой большой восточный базар. Который живет по своим правилам, логическому объяснению не поддающимся.

Четвертое: здесь всем и до всего есть дело
Иногда это любопытство вынести ну совершенно невозможно! Стоишь на остановке, никого не трогаешь, и вдруг подходит к тебе старушка и начинает въедливо допытываться, почему-де она тебя не встречала в этом районе раньше, да и с кем ты живешь, не одна ли (а то у нее на примете как раз есть один прекрасный дядечка) и так далее, в том же духе. Такая страна, восток: души нараспашку, соседи бдительно следят за твоей семейной жизнью и знают всю подноготную (хотя ты с ними только здороваешься!), а если вдруг они переругаются по какому-то своему, межсоседскому поводу, то будьте уверены: назавтра одна из обиженных сторон раскидает по почтовым ящикам листки с описанием конфликта и попросит вас поучаствовать, занять сторону пострадавшего.
Однако эта, казалось бы, не самая приятная черта имеет другую, удивительную и прекрасную сторону.

Пятое: тебе всегда помогут
Стало плохо? Потерял сознание-открытый перелом-очнулся-гипс? Тебя здесь не бросят в беде. Не оставят умирать на улице. Сунут под нос нашатырь, помогут подняться, еще и домой отвезут. Недавно я ехала в автобусе и увидела, что на улице женщина шла-шла, а потом вдруг села на асфальт. Водитель моего автобуса тоже это увидел. Он остановил машину, выбежал из кабины и подбежал к той женщине. Вскоре вокруг нее собралась толпа, сразу нашелся врач, водитель вернулся в кабину, и мы поехали дальше. Вы видели такое в России? И я тоже не видела.

Шестое: Любовь к детям.
О том, что евреи любят детей, известно так же хорошо, как и то, что грузины гостеприимны, а финны – медлительны. По крайней мере, я неоднократно слышала потрясающие байки о самоотверженной любви еврейских родителей, да что там слышала! Моя матушка – настоящая аидише маме, так что я на себе испытала все плюсы и минусы такой любви.

В Израиле любовь евреев к детям достигла своей кульминационной точки. Естественно, что детям позволено все. Естественно, что интересы детей всегда ставятся на первое место. Приятно удивляет, как нянчатся со своими отпрысками еврейские отцы. А еще любовь к детям здесь приняла форму государственной политики (точнее, ювенальной юстиции). Однако, как и любая безоглядная страсть, стремление защитить детей и сделать их детство максимально счастливым доходит иногда до абсурда. В различных израильских комьюнити ЖЖ уже много раз обсуждался, к примеру, такой вопрос: как поступить мужчине, который видит на улице заблудившегося ребенка? Каждый порядочный человек подошел бы к такому ребенку, постарался бы его успокоить, вызвал бы полицию. Но порядочный человек не может этого сделать! Потому что любой прохожий, который увидит плачущего ребенка, с которым разговаривает взрослый дядя, позвонит в полицию куда быстрее и заявит о том, что ребенка домогается педофил. По законам этой страны мужчину арестуют на основании всего лишь этого словесного заявления. Так что человек десять раз подумает перед тем, как пойти утешать потерявшегося малыша.

По сути, с израильской ювенальной юстицией сейчас происходит ровно то же самое, что и в США с проблемами дискриминации черных и сексуальных домогательствах. То есть драма превратилась в фарс, в абсурдистскую комедию, и выхода не видно.
Впрочем, в обычной, повседневной жизни я об этом не думаю. Моему ребенку тут хорошо, я чувствую, что она защищена, и, как и все наши соседи с детьми, не боюсь отпускать ее гулять во дворе или ходить в супермаркет.

Седьмое: любовь к книгам

Я собиралась закончить на трогательной детской теме, но недавно удивилась в очередной раз, и решила это удивление тоже включить в список.

Иерусалимская Национальная библиотека разослала тысячам своих пользователей письма о том, что в определенный день в десять утра будет проводиться раздача слонов. Библиотека собиралась избавиться от тридцати тысяч старых книг и призывала всех ученых и библиофилов явиться и забрать их с собой, кто сколько сможет.
Мой муж, который всерьез увлекается библеистикой, решил, что там могут оказаться ценные книги и научные журналы с полезными статьями, так что в день и час икс мы подъехали ко входу в Университет, где, собственно, расположена библиотека. Еще из окна автобуса мы увидели длинную, извивающуюся очередь, как на вход в мавзолей в советские времена. Большинство людей пришли с чемоданами, продуктовыми тележками или огромными походными рюкзаками.

Перед самим зданием библиотеки собралась толпа в несколько тысяч человек. Увидев лихорадочный блеск в их глазах, я подумала, что именно так, должно быть, раздавали царские подарки на Ходынском поле. Конечно, мне могут сказать, что еврейский (как и любой восточный) народ просто падок на халяву. Но где, скажите мне, вы видели такую алчность в отношении книг?! Я поняла бы, например, если бы раздавали бесплатное пиво на центральной площади. Или бесплатные жвачки в школе. Или билеты на премьеру в Большой театр. Я бы поняла. И то не уверена, что, реши Большой театр устроить подобный аттракцион невиданной щедрости, на него явилось бы такое количество народу. Потому что привыкла считать, что массы охочи в основном до материальной пищи.

Могучие грузчики вывозили коробки с книгами на огромных строительных тележках. Моментально от общей массы людей отделялась группа в пятнадцать-двадцать человек и набрасывалась на эти коробки. Они раздирали их, хватали столько томов, сколько вмещали руки, и отбегали в сторону. Кое-кто сразу засовывал добычу в чемодан и быстро ретировался (чтобы не отняли, наверное), а другие, стоя в сторонке, внимательно разглядывали трофеи и ненужные книги оставляли прямо на асфальте.

Мы провели там полчаса. Я стояла в отдалении и фотографировала на телефон общий ажиотаж, а мой муж копался в ящиках, просматривая забракованные другими книги. В итоге мы вышли оттуда с несколькими журналами по религиоведению и парой русских томов всеобщей истории искусства.

Я, наверное, скорее порадовалась за нашу нацию, нежели огорчилась. Отныне я буду считать, что евреи – действительно народ Книги, и сказать тут больше нечего.