Гора поэта (Gunung Kawi). Гунунг Кави – королевские гробницы в скалах или самое необычное кладбище на Бали с видом на вулкан Агунг Поэтому доехать сюда можно двумя способами

На Бали великое множество храмов, но есть один, который запомнился нам особенно — комплекс королевских гробниц и храмов Гунунг Кави. Находится Гунунг Кави недалеко от Убуда в деревне Тампаксиринг (Tampaxiring). Построенный примерно в XI веке, он является самым древним индуистским храмом Бали. Расположен он на берегах реки Пакерисан (Pakerisan) среди огромных скальных массивов, в которых и вырублены гробницы и пещеры для монахов.

Мы приехали туда на закате и едва успели войти до закрытия (вход закрывается в 18 часов). Это лучшее время для посещения (17 часов) — других посетителей уже практически нет, окрестные горы постепенно погружаются в сумрак, а небо расцветает розовато-сиреневыми облаками. Билетная касса была уже закрыта, и билеты нам продали мужчины, дающие напрокат саронги. Входной билет стоил 15 000 IDR — не так дорого, как в других храмах.

Для входа в храм надо обязательно одеть саронг и пояс.

Воздействие места начинает чувствоваться еще на пути к храму, когда нужно пройти в буквальном смысле через скалу, в которой кто-то заботливо сделал проем и вырезал степени вниз. А с обоих сторон от этой лестницы простираются прекрасные склоны с рисовыми террасами.

Спустившись по многочисленным ступеням и пройдя сквозь каменную арку, попадаешь на территорию храма.

Дорога налево ведет к первому скальному комплексу. Это четыре впечатляющие огромные ниши с барельефами-памятниками, высеченными в прибрежной скале. Называются они «Чанди» (candi). По официальной версии, это — гробницы короля Бали и Явы Анака Вунгсу, его жен и наложниц. Впрочем, есть версия, что это не могилы, а только памятники членам королевской семьи. Величественные и мрачные, они возвышаются над тобой, и ты невольно начинаешь предаваться философским мыслям о времени, вечности и тщете всего сущего.

Гунунг Кави наполняет внутренней тишиной, особенно заметной под звук текущей реки.

По каменному мосту можно перейти на восточный берег, где расположены храмовые постройки и еще один комплекс из пяти Чанди.

Здесь под Чанди расположены небольшие фонтанчики с водой. Вода, поступающая сюда из высокогорных озер и проходящая сквозь древние памятники, считается святой.

Справа от восточного комплекса Чанди расположен храм. Храм действующий, и сюда каждый день приносят подношения.

В одном из пространств храма в скале вырезаны ниши, которые явно использовались в качестве пещер для медитаций, по крайней мере это первое, что пришло мне в голову, когда я туда пришел. Хотелось сесть в одну из них и созерцать.

А можно подняться выше по тропинке и пойти по дорожке мимо целого ряда келий, вырубленных в скале. А рядом будут джунгли со своими звуками, запахами. И вот тут появляется ощущение, что ты где-то в затерянном мире, где кроме тебя нет ни единого человека.

Где-то еще есть водопад, но мы до него не дошли. У нас было не так много времени до темноты, поэтому мы не стали особо задерживаться, и с наступлением сумерек пошли обратно.

Гунунг Кави — древний индуистский пещерный храм, расположенный на острове Бали (Индонезия), в долине реки Pakrisan, рядом с деревней Tampaksiring, примерно в 25-ти км от Убуда на север. Это храмовый комплекс высеченных в скалах памятников и пещер.

Храм расположен около реки, чтобы до него дойти нужно спускаться по более чем 300 ступенькам вниз. Вдоль лестницы расположены красивые рисовые террасы. Здесь обычно тишина. И лишь доносится звук воды из реки и оросительных каналов на полях.

Войдя на территорию храмового комплекса, вы встретите барельефы, высеченные в скалах высотой в 7 метров, которые называются «Чанди»: 4 барельефа на западном, и 5 барельефов на восточном берегу реки. Каждый из барельефов представляет из себя погребальную башню, на которой написано, кому из царственных особ она посвящена.

Термин «Чанди» (candi) относится к обители «Candika», богини смерти и супруги Бога Шивы. Подобные сооружения по своей архитектуре показывают сильное влияние индийской культуры. В самой Индии можно встретить подобную трудоемкую работу из камня во многих местах.

Сам комплекс Гунунг Кави предположительно построен в 1080 году н.э. царем Anak Wungsu, в честь своего отца Udayana — великого правителя. В чанди никогда не находили останки человеческого тела или пепла, поэтому, есть версия, что это не могилы, а символические памятники членам королевской семьи.

На восточной стороне реки, под Чанди расположены символические краны с водой, которые выглядят, как фонтаны. Вода, проходя сквозь древние памятники уже около 1000 лет, считается целебной.Чуть выше от Гунунг Кави находится святой источник и храм Тирта Эмпул. Вся священная вода на Бали поступает из высокогорных озёр.

Справа от восточной группы Чанди расположены «комнаты», состоящие из ниши вокруг центрального двора, которые, служили, как спальные места для паломников. Чтобы попасть в эту часть храма, посетители должны снять обувь.

Если на восточном берегу направится вниз по течению реки, то можно найти еще несколько больших ниш в скале, размерами 8 метров в длину, 2-3 метра в ширину и около 2,5 метров в высоту. Чуть южнее можно обнаружить около 30-ти небольших пещер — комнат высеченных в скалах. Многие из них обладают удивительной акустикой, идеально подходящей для духовной медитации, для настройки конкретных энергетических вибраций. Древние пещеры являлись местами для медитации.

Точное предназначение всех строений в храмовом комплексе Гунуг Кави до настоящего времени остаётся загадкой. Исследователи предполагают, что в момент строительства сооружения Гунунг Кави создавались чисто для духовных целей, в отличие от индуистских сооружений, которые, как правило, создавались ради самих церемоний.

Одна легенда рассказывает про времена правления короля Майяденава, который был потомком могучего гиганта и богини Дану. Благодаря такому происхождению у него был магический дар превращаться в разных существ. Эта особенность сделала его высокомерным и злым. Он запретил балийским людям поклоняться Богу и уничтожил множество святынь и храмов. Неурожай, нехватка еды и болезни последовали за этими разрушениями. Люди страдали, но у них небыло мужества бороться со злом короля из-за его магической силы. Один священник долго медитировал в храме Бесаких и просил помощи у богов. Они его услышали и послали армию во главе с Индрой, чтобы свергнуть тирана. Армия Индры была сильнее армии Майяденавы и после ожесточенной схватки злой король пустился в бега. На пути его отступления была деревня Себату, жители которой, увидев злодея, испугались и сбежали из деревни. Люди были в смятении у них небыло ни еды, ни воды, и тогда бог хранитель Вишну дал им источник жизни со святой водой, которая восполняла силы. В знак благодарности жители деревни Себату построили храм на месте источника для поклонения Вишну. До сих пор здесь много воды в купальнях, фонтанах и прудах с золотыми рыбками.
А злого короля Майяденава поймали и убили.

Есть два храма Гунунг Кави рядом с Убудом. Один, тот о котором я расскажу здесь, находится в деревне Себату и еще один (это он на большинстве известных фото с огромными гробницами в скалах) находится в деревне Тампаксиринг. Их часто путают из-за одинакового названия и не всегда достоверной информации в интернете. Вот и мы попались на эту удочку, но я об этом не жалею оба храма красивые и заслуживают большого внимания!

Итак, в поисках древних гробниц по указкам форсквера и местных жителей мы по ошибке приехали сначала в Гунунг Кави Себату. Но в итоге порадовались этой путанице, так как сами в Себату приехали бы вряд ли.
Вокруг храма густые заросли джунглей, а на его территории множество бассейнов с "живой" водой! Говорят, она на столько чистая, что её можно спокойно пить (проверить мы не решились).


Во всех бассейнах и фонтанах плавает много золотых рыбок, их можно покормить печеньем или хлебом.
Сам храм построен в XVI веке, его стены и главные входные ворота, символизирующие сложенные в приветствии руки, поросли мхом. На территории вокруг алтарей много различных кустарников и цветов всевозможных расцветок!

Самое главное святилище храма это легендарный святой источник и открытый трон Падмасана в честь бога Вишну. Он установлен в бассейне таким образом, что создается ощущение, будто трон плывет по водяной глади! В этом бассейне также много ярких рыбок, а вокруг огромная стена из лиан, кустов франжипани и пальмовых листьев!
Деревня Себату славится своими мастерами резьбы по камню и дереву, благодаря этому на территории храма много красивых скульптур.

Сдесь же выставлены паланкины (троны на носилках) и другие изделия из дерева, которым на вид не меньше ста лет.

Описать комплекс Gunung Kawi (Гунунг Кави) я могу как очень вдохновляющий и атмосферный, окутанный множеством тайн и просто живописный. Неспроста он считается одним из самых выразительных мест из разряда must see неподалеку от Убуда. Ну что ж, давайте увидим его своими глазами!

Немного истории и общая информация

Гунунг Кави – это на самом деле два храмовых комплекса, но, так как расположены они всего в 5 километрах друг от друга, их предпочитают объединять в один. Место это пропитано атмосферой старинных сказаний и легенд. Если заранее поискать во всезнающем гугле, можно найти несколько историй, неразрывно с ним связанных. И все они о древних балийских королях, живших много веков назад.

Главный храм состоит из 10 каменных усыпальниц, каждая высотой около 7 метров. Они находятся рядом с обрывом, что придает картине живописности и монументальности. Судя по большинству преданий, храм был построен в честь правителя, жившего в 10-11 веках. Имя его Анак Вунгсу, а количество усыпальниц объясняется тем, что вместе с ним были похоронены несколько его жен и любимых наложниц. Кроме усыпальниц, на территории храма расположены кельи монахов, которые следят за территорией, храмом, усыпальницами и просто кармической составляющей этого места.

Один из самых интересных моментов посещения Гунунг Кави – спуск к храмовому комплексу. Чтобы оказаться здесь, придется преодолеть около 300 ступенек вниз! Правда, ваш путь будут скрашивать живописные виды. Многочисленные кустарники, пальмы, рисовые террасы – все это настраивает на умиротворяющий лад и ощущение свободы и гармонии.

Кстати, из этой растительности, щедро данной природой, местные умельцы делают красивейшие сувениры: ажурные и практически невесомые. Купить их можно около касс или в лавочках, которых немало вдоль спуска. Цены – от 2 долларов. Кстати, на обратном пути можно умыться или попить воды в святом источнике, который течет перед входом в комплекс.


Да, весьма величественно для сооружения, построенного в 10-11 веках. Храм на территории комплекса действует по сей день. Это значит, что войти в него вы можете только без обуви, в одежде, прикрывающей плечи и колени. Ну а если вы одеты неподобающе – прямо на входе можно взять саронг.

Время работы и стоимость билетов

Насколько мы поняли, храм доступен для посещения с самого утра – с 5.00. По крайней мере, мы были в 5.30, и нас пропустил контролер, продав билет в обход кассы, которые открываются с 7.30. Закрывается комплекс в 18.00.

Стоимость входа в Гунунг Кави:

  • 7 500 рупий для детей (0.75 доллара);
  • 15 000 рупий для взрослых (1.5 доллара);

Как добраться до Гунунг Кави

Достопримечательность находится в 35 км от Денпасара и всего в 16 км от Убуда. Пещеры-гробницы расположились на берегах реки Пакерисан, ну а деревушка, к которой административно относится храм, называется Тампаксиринг (Tempaksiring).
Чтобы добраться сюда самостоятельно, нужно выехать их города в сторону Goa Gajah, и после этого места свернуть на улицу Jalan Raya Pejeng. По этой дороге нужно ехать, не сворачивая, до указателя «Гунунг Кави».

Перед комплексом есть небольшой рынок, около которого есть парковка, где можно оставить свое транспортное средство.

К сожалению, с общественным транспортом на туго, и никакие автобусы и маршрутки до Гунунг Кави не ходят.

Первоначально мы наткнулись на Кратон Гунунг Кави с Жорой, когда спускались с горы . Спуск был адский: дождь, пиявки, скользкая и узкая тропика, холод. Вдруг в кромешном тумане возникли строения, храмы, огромные деревья. Это и был Kraton Gunung Kawi. Местечко мне приглянулось и я решил съездить туда ещё раз. Случай не заставил себя долго ждать: в сентябре 2017 года там проходил праздник .

Пойдём снизу вверх. Вот по этой нарядной непальской улочке.

Она выводит к огромной площади, на которой проводятся масштабные ритуалы в дни Jumat Legi и 12 Suro. Ну и 1 Suro, на котором мне и посчастливилось побывать, да вам рассказать.

А ещё вот такая штука.

Внутри которой проводится предсказание свой судьбы старым добрым китайским методом: берётся вот такой стакан с палочками.

И трясётся.

В конце концов, одна из палочек не выдерживает такого издевательства и выпадает из стакана на пол.

Её показывают специальному дяденьке, что сидит тут же за столом. Он даёт записку - где написано ваше будущее.

Если будущее вам не нравится, его можно изменить, привязав записку в специально отведённом месте и оставив пожертвование.

Но не это самое интересное в Гунунг Кави… Интересное начинается вот за этими воротами.

Стоп-стоп-стоп. Сначала купим у тётенек цветочки.

Вот теперь можно. Нам сюда.

Это могилы… Ну а вы думали? Цветочки ж на могилы носят.

По кому же цветочки?

Это могилы двух командиров из армии принца Дипонегоро Mbah Jugo и Mbah Suko, которые, после того как в Яванской войне наметился поворот к победе голландцев, отказались от борьбы с оружием в руках и перешли к борьбе со словом на устах. Они поселились у подножия горы Кави и стали учить окрестный люд мудрости, здоровому образу жизни, да грамотности, чем заслужили огромное народное уважение и почёт. После смерти народных героев в 70х годах позапрошлого века, их ученики основали ритуал получения благословения, который практикуется до сих пор.

Для совершения ритуала благословения иду внутрь.

В глубине помещения по центру сидит человек в одежде яванского жреца. Ему нужно отдать цветы. Он проводит какие-то манипуляции над могилой и отдаёт назад свёрток. Внутри него тоже цветы.

Вообще, по идее, надо давать 2 подношения с цветами - могил же две. На я дал 1 подношение - вроде жив пока. Эти цветы потом можно использовать для ванны, ну или манди - тут уж у кого что дома есть…

Фотосъемка не приветствуется, но я попросил и мне разрешили сделать 1-2 снимка. Вот второй.

Да, там все стены в таких старинных напольных часах — очень странно!!! Сами местные ничего не рассказывают о сути этого ритуала. Молчат и жрецы. Что за?.. Непонятно…

Вокруг могил есть ещё территория, где расположен источник и растёт большое дерево. Всё это тоже не просто так…

Это мы подходим к вопросу о том что же тут делают китайские храмы… Ну неспроста же они тут стоят… Я провёл эпичное расследование в индонезийских блогах… Оказалось:

Случай первый. Китаец Ong Hok Liong – основатель второй по величине табачной компании в Индонезии Bantoel Group проводил тут ритуал «подожди пока не прилетит в башку» и прилетел таки в его умную башку сон, где главную роль исполнял продавец bentul (корнеплод типа тапиоки, который растёт только на Восточной Яве). Раньше писался как Bantoel. За разъяснениями китаец обратился к хранителю ключей горы Кави и тот сказал ему, что он должен основать табачную фабрику под маркой Bantoel и станет тогда баснословно богатым.

Случай второй. Китаец Lim Sioe Liong , тоже долларовый миллиардер (один из сорока богатейших индонезийцев), основатель банка BCA и долгожитель, разменявший 95 лет, тоже проводил здесь ритуал.

Прямых доказательств у меня нет, но думаю что эти китайские храмы построены кланами этих бизнесменов, или других на голову которых свалился не только лист Dewandaru, но и несметные азиатские богатства… Паломники бывают на Гунунг Кави частенько, да и случаев получения богатства вовсе не два вышеприведённых. Это лишь самые известные.

О высоком

Если подняться на пару километров выше, то будет не менее интересное место — Kraton Gunung Kawi.

Именно туда мы спустились с Жорой после горы .

Kraton Gunung Kawi – весьма древнее и намоленное местечко, известное ещё с эпохи царства Матарам эпохи Сайлендра (те цари, что построили знаменитый ). На территории есть несколько мегалитов с углублениями перед ними (где собственно народ и медитировал), крытых Pendopo с могилами хранителей ключей и могучих фикусов. Здесь медитировали и практиковали аскезу тысячи тысяч людей и были даже те, что освободились - просветлели. Это, например, Mpu Sindok, а место его просветления называется Sanggar Pemujaan. Всё это я видел, но не сфоткал, так как не знал что оно представляет такую ценность из-за своей дурацкой привычки читать про то или иное место уже после посещения, а не перед ним…

А вот остатки древний пуры, где ещё Ken Arok аскезничал (основатель царства Singosari).

Восстановленный храм эпохи Маджапахит.

На территории Kraton Gunung Kawi тоже есть китайские храмы.

Тут очень красиво и приятно гуляется.

Церквушка тоже есть. Как это обычно в Индонезии - все религии в кучу.

Как добраться

На Гунунг Кави легко добраться общественным транспортом. Сначала из терминала Gadang в Маланге на маршрутке в Kepanjen а оттуда на другой маршрутке на Terminal Gunung Kawi. По цене первое колено в пределах 10000 рупий, второе - 15000. До Kraton Gunung Kawi можно потом пройти пешком по лесным тропинкам 3 километра (набор высоты 300 метров). Но лучше, конечно, ехать на мотоцикле - рядом ещё есть шикарные водопады Coban Baung и Coban Glotak - большие, мощные и освежающие!

Где жить

Возле Гунунг Кави огромное количество жилья! От простых Penginapan’ов за 100-150 тыс рупий.

Чистеньких, с европейским унитазом, но с холодной водой (высота 900 м).

Да весьма приличных больших отелей уровня трёшки.

Вот, например, комната за 225 тыс рупий в отеле Roro Hotel. По-моему, весьма уютненько.

И есть горячая вода.

Завтрак и вай фай само собой. Букинг пока до этих мест не добрался, но думаю это дело ближайших месяцев. Уровень большинства отелей вполне себе!

Стоимость

Входной билет на Kraton Gunung Kawi — 10000 рупий, ещё 2000 стоит парковка мото. Цветочки для ритуала благословения 5-10 тыс рупий за свёрток.

Поскольку Mbah Jugo и Mbah Suko ратовали за здоровье, в посёлке есть несколько магазинчиков, торгующих всякими штуками из китайской традиционной и нетрадиционной медицины. А на улицах продают свежевыжатый сок и яванских мандапельсинов (такой фрукт, как микс апельсина и мандарина, очень водянистый и слегка сладковатый).

Стакан выжатого при вас сока стоит 10000 рупий.